Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу защитника Башировой В.А., действующей на основании доверенности в интересах акционерного общества "Тандер" на вступившие в законную силу постановление административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов города Казани от 10 марта 2022 года N 85100003220310017756, решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер",
УСТАНОВИЛА:
постановлением административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов города Казани от 10 марта 2022 года N 85100003220310017756, акционерное общество "Тандер" (далее- АО "Тандер", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 апреля 2022 года, постановление административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов города Казани от 10 марта 2022 года N 85100003220310017756 изменено, действия АО "Тандер" переквалифицированы на часть 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях и ему назначено наказание с применением положений частей 3.2, 3, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В порядке, установленном статьями 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление и решение обжаловано не было.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Баширова В.А. ставит вопрос об отмене вынесенных постановления и судебного решения, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 3.17 настоящего Кодекса, муниципальных правил обращения с отходами влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трёх тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Приведённая диспозиция правовой нормы носит бланкетный характер и отсылает к соответствующим правилам благоустройства территорий поселений и городских округов, нарушение положений которых образует объективную сторону данного административного правонарушения.
В пределах территории города Казани действуют Правила благоустройства города Казани, утверждённые Решением Казанской городской Думы от 18 октября 2006 года N 4-12 (далее по тексту - Правила благоустройства города Казани).
Пунктом 47 Правил благоустройства города Казани установлено, что кровля зданий, сооружений, элементы водоотводящей системы, оголовки дымоходов и вентиляционных систем должны содержаться в исправном состоянии и не представлять опасности для жителей домов и пешеходов при любых погодных условиях.
В зимнее время собственниками и иными правообладателями зданий, а также управляющими организациями при управлении многоквартирными домами должна быть организована своевременная очистка кровель от снега, наледи и сосулек. Очистка кровель от снега на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, должна производиться с ограждением участков и принятием всех необходимых мер предосторожности и лишь в светлое время суток. Сброс снега с остальных скатов кровли, а также плоских кровель должен производиться на внутренние дворовые территории. Сброшенные с кровель на пешеходную дорожку, остановку ожидания общественного транспорта, проезжую часть снег и наледь подлежат немедленной уборке (пункт 48 Правил благоустройства города Казани).
Согласно пункта 110 названных Правил, содержание стоянок длительного и краткосрочного хранения автотранспортных средств (далее - стоянка) и прилегающих к ним территорий осуществляется правообладателем земельного участка (далее - владелец), предоставленного для размещения стоянки в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а также настоящими Правилами.
В силу пунктов 120.1-120.3 Правил благоустройства города Казани, пешеходные тротуары, наземные переходы, лестницы должны быть очищены от снега на всю ширину пешеходной части указанных сооружений. Время очистки не должно превышать девяти часов после окончания снегопада; в период интенсивного снегопада пешеходные тротуары, лестницы должны обрабатываться противогололедными материалами и расчищаться; при возникновении гололеда противогололедными материалами обрабатываются в первую очередь лестницы, затем тротуары. Время обработки противогололедными материалами не должно превышать четырёх часов с момента обнаружения скользкости.
Согласно пункта 143.1 Правил благоустройства города Казани, полная уборка территорий объектов торговли и (или) общественного питания и прилегающих территорий осуществляется не менее двух раз в сутки (утром и вечером). Днём производятся патрульная уборка и очистка наполненных отходами урн и мусоросборников.
Пунктом 154.7 Правил благоустройства города Казани, что управляющие организации обеспечивают обработку скользких участков песко-соляными и (или) специальными противогололедными смесями.
В соответствии с пунктом 207.9 Правил благоустройства города Казани, обязанности по производству работ по уборке, очистке и санитарному содержанию территорий (земельных участков) возлагаются на собственников или иных правообладателей зданий, сооружений - по периметру здания, сооружения или границы предоставленного земельного участка и прилегающая территория в радиусе 10 м от границ участка и до проезжей части улицы (в случае расположения объекта вдоль дороги).
Как усматривается из материалов дела, установлено коллегиальным органом и судьёй районного суда, 12 января 2022 года в 12 часов 32 минуты АО "Тандер" в нарушение требований пунктов 48, 110, 120.1, 120.2, 120.3, 143.1, 154.7, 207.9 Правил благоустройства города Казани по ул. Сафиуллина, д. 17А, корп. 2 в городе Казани не организована своевременная счистка прилегающей территории стоянки для краткосрочного хранения транспортных средств от снега; не осуществлена очистка дорожного покрытия и тротуаров от снега и наледи (при возникновении скользкости или гололеда - посыпка песком пешеходных зон, лестниц, обработка дорожных покрытий противогололедным материалом); осуществлено складирование снега; лестницы не очищены на всю ширину пешеходной зоны (части) указанных сооружений (при возникновении гололеда обрабатываются противогололедным материалом), в первую очередь обрабатываются лестницы, а затем тротуар; не организована своевременная очистка кровли здания от снега и сосулек.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: копией протокола об административном правонарушении (л.д. 13); фотоматериалом (л.д. 15-21) и иными доказательствами.
Названным доказательствам дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Законность и обоснованность назначения АО "Тандер" административного наказания проверены судьёй районного суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме, выводы о необходимо переквалификации действий и назначении административного наказания с учётом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведены в решении.
Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует о том, что АО "Тандер" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Вина общества в совершении вменяемого правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии АО "Тандер" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на пункт 9 Постановления Правительством Российской Федерации от 10 марта N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", письмо Минэкономразвития Российской Федерации от 25 марта 2022 года N 10429- АХ/Д24и, не может быть принята во внимание, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела имели место 3 февраля 2022 года, в то время как названное постановление вступило в законную силу 10 марта 2022 года.
Порядок привлечения общества к административной ответственности соблюдён. Дело возбуждено главным специалистом МКУ "Административно-техническая инспекция города Казани", уполномоченным в соответствии с Постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 28 декабря 2010 года N 11717 составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьёй 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Юридическое лицо о времени и месте составления протокола было извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует извещение и отчёт об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором N (л.д. 14, 21 оборот, 22). О времени и месте рассмотрения дела общество было извещено, что объективно подтверждается извещением и отчёт об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором N (л.д. 22 оборот-23).
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не свидетельствует о том, что коллегиальным органом и судебной инстанцией допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины общества в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учётом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения лица к административной ответственности нарушен не был.
Рассмотрение жалобы на постановление осуществлено с соблюдением требований подсудности.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Судья районного суда с учётом конкретных обстоятельств дела и положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно снизил размер штрафа ниже его минимальной величины, предусмотренной санкцией части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления и решения при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление административной комиссии Вахитовского, Приволжского и Советского районов города Казани от 10 марта 2022 года N 85100003220310017756 с учётом внесённых в него решением судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 апреля 2022 года изменений, решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани Республики Татарстан от 19 апреля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Тандер" оставить без изменения, а жалобу защитника Башировой В.А. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.