Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Мусина Артура Георгиевича на вступившие в законную силу постановление судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июля 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мусина Артура Георгиевича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 августа 2023 года, Мусин А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением Центр временного содержания иностранных граждан.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мусина А.Г. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе,
обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 25 июля 2023 года в 13 часов 00 минут по адресу: "адрес", выявлен гражданин Республики Узбекистан Мусин А.Г, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; письменными объяснениями Мусина А.Г.; данными СПО "Мигрант-1"; копией паспорта иностранного гражданина; протоколом об административном задержании; сведениями о привлечении к административной ответственности и другими материалами, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, Мусин А.Г. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Мусину А.Г. при составлении протокола и получении от него объяснений были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также положения статьи 51 Конституции Российской Федерации.
Порядок привлечения Мусина А.Г. к административной ответственности соблюдены.
Постановление о привлечении Мусина А.Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае назначение Мусину А.Г. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность, предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Мусин А.Г, ссылаясь на незаконность обжалуемых судебных актов, указывает на то, что в связи с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан не смог реализовать свои процессуальные права по предоставлению доказательств, исследование и оценка которых могла повлиять на принятие решения по делу, кроме того, жалоба на постановление рассмотрена судьей Верховного Суда Республики Башкортостан в его отсутствие. Судьями при принятии решения не учено наличие третьего ребенка у Мусина А.Г. - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая проживает с ФИО4 на основании соглашения, заключенного с матерью ФИО6 и удостоверенного в нотариальном порядке. ФИО4, супруга Мусина А.Г, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ ожидающая рождения ребенка, и трое детей Мусина А.Г. остались без финансовой поддержки Мусина А.Г, самостоятельно не могут себя обеспечить, с ДД.ММ.ГГГГ находятся на социальном сопровождении в службе семьи в "адрес".
Между тем данные доводы не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов.
При назначении Мусину А.Г. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Доводам о том, что на обеспечении Мусина А.Г. находятся ФИО4, с которой заявитель состоит в фактически брачных отношениях, и двое несовершеннолетних, в отношении которых отцовство Мусина А.Г. не установлено, дана оценка судьями предыдущих судебных инстанций, не согласиться с которой оснований не усматривается.
Ссылки на наличие третьего ребенка у Мусина А.Г. - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выводы судей не опровергают. Как следует из копии согласия, приложенного к настоящей жалобе, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ дала согласие на удочерение ее ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в семью Мусина А.Г. Согласно информации руководителя службы семьи в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе беседы с ФИО4 было выяснено, что с ней проживает биологическая дочь Мусина А.Г. - ФИО6, мать которой (ФИО5) выдала доверенность на ФИО4 для представления интересов несовершеннолетнего ребенка.
Между тем, доказательства осуществления ФИО7у. трудовой деятельности на территории Российской Федерации, наличия законных источников дохода, уплаты установленных законом налогов и сборов, равно как и доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО4, а также лица, указанные заявителем в качестве его детей, находятся на полном финансовом обеспечении Мусина А.Г, в материалах дела отсутствуют и при подаче настоящей жалобы не представлены. Вышеперечисленные доказательства, а также письменные объяснения ФИО4 об обратном не свидетельствуют.
Кроме того, наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих вид на жительство либо гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Как следует из материалов дела, Мусин А.Г. на территории Российской Федерации неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе по части 1 статьи 20.1, части 1.1 статьи 18.8, части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Мусин А.Г. длительное время незаконно пребывает на территории Российской Федерации, никаких мер к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации не принял.
Из расписки, собственноручно заполненной Мусиным А.Г. (л.д. 34) следует, что о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление судьи районного суда 10 августа 2023 года в 15 часов 00 минут Мусин А.Г. был извещен, просил рассмотреть дело в назначенное время без его участия, ходатайств от Мусина А.Г. об истребовании дополнительных доказательств в порядке статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не поступало.
При таких обстоятельствах, дело рассмотрено 10 августа 2023 года в отсутствие Мусина А.Г. с соблюдением требований части 2 статьи 25.1 названного Кодекса.
Всем доводам Мусина А.Г. судья районного суда и судья верховного суда республики дали надлежащую правовую оценку.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении, таким право заявитель воспользовался при подаче настоящей жалобы.
Между тем, представленные с настоящей жалобой копии документов не свидетельствуют о незаконности назначенного Мусину А.Г. административного наказания.
Право Мусина А.Г. на судебную защиту в ходе производства по делу об административном правонарушении не нарушено.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося постановления, в ходе производства по данному делу допущено не было.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 июля 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мусина Артура Георгиевича, оставить без изменения, а жалобу Мусина Артура Георгиевича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.