Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев Вазиева Рустема Фаизовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан от 5 сентября 2023 года, решение судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиева Рустема Фаизовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан от 5 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2023 года, главный инженер ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиев Р.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, определены федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 июля 2011 года N256-ФЗ следует, что нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации положений названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, главный инженер ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиев Р.Ф. 2 августа 2023 года, являясь должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности, не выполнил обязательные требования, предусмотренные Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства от 5 мая 2012 года N 458, а именно:
- в нарушение требований части 4 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона N256 от 21 июля 2011 г. не актуализирован паспорт объекта топливно-энергического комплекса ОАО "Бугульманефтепродукт";
- в нарушение требований части 4 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 12 Федерального закона N256 от 21 июля 2011 г. для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса не привлечены подразделения или организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющие функции по заработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения вневедомственной охраны, частной охранной организации в зависимости от категории опасности объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса, а также имеющие право приобретать использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством РФ;
- в нарушение требований пункта 54 Правил инженерно-технические средства защиты, представляющие из себя две двери в административно-бытовой корпус, не обеспечивают круглогодичную защищенность объекта от актов вмешательства путем разрушения и взлома строительных конструкций (имеется возможность разбития стеклянных конструкций на дверях);
- в нарушение требований пункта 64 Правил перед запасными воротами с восточной стороны и воротами с западной стороны отсутствуют противопожарные заграждения;
- в нарушение требований пункта 70 Правил, по периметру основного ограждения имеются проломы и лазы;
- в нарушение требований пункта 71 Правил в запретной зоне присутствуют деревья, кустарники, трава;
- в нарушение требований пункта 73 Правил, высота основного ограждения с
учетом верхнего дополнительного ограждения на отдельных участках по периметру объекта менее 2, 5 метров;
- в нарушение требований подпункта "в" пункта 75 Правил часть основного ограждения выполнена из профнастила (толщина листа менее 2 мм);
- в нарушение требований пунктов 81, 83 Правил, а также подпункта "б" пункта 1 Приложения к Правилам по периметру объекта отсутствует нижнее дополнительное ограждение;
- в нарушение требований пункта 85 Правил на крышах одноэтажных зданий автотранспортного бокса и автозаправочной станции, являющиеся составной частью периметра, отсутствует верхнее дополнительное ограждение;
- в нарушение требований пункта 115 Правил, а также подпункта "а" пункта 3 приложения N1 к Правилам отсутствует контрольно-пропускной пункт для прохода людей;
- в нарушение требований пункта 140 Правил запасные ворота с восточной стороны и запасные ворота с западной стороны не оборудованы фиксаторами;
- в нарушение требований пункта 147 Правил и подпункта "в" пункта 3 приложения N 1 к Правилам отсутствует контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта;
- в нарушение требований пункта 154 Правил ворота для железнодорожного транспорта не оборудованы запирающим устройством в виде фиксаторов;
- в нарушение пункта 272 Правил часть кабельной сети комплекса инженерно-технических средств охраны не проложена в грунте на глубине не менее 0, 5 метра в поливинилхлоридных, асбоцементных или металлических трубах по территории, либо по ограждениям в металлических коробах (трубах);
- в нарушение требований пункта 177 Правил объект не оборудован системой охранной сигнализации;
-в нарушение требований подпунктов "в" и "д" пункта 139 Правил досмотровая площадка автотранспортного контрольно-пропускного пункта не оборудована эстакадой, специальными техническими средствами досмотра;
- в нарушение требований пункта 229 Правил система охранная телевизионная не обеспечивает непрерывную зону для наблюдения замкнутого периметра объекта;
- в нарушение требований пункта 240 Правил видеоинформация хранится на цифровых носителях менее 30 суток;
- в нарушение требований пункта 247 Правил система охранного освещения не обеспечивает необходимые условия видимости ограждения территории и внешней территории, прилегающей к объекту;
-в нарушение требований пунктов 251 и 253 Правил на объекте отсутствует дополнительное освещение;
-в нарушение требований подпункта "б" пункта 9 приложения N1 к Правилам отсутствует система оповещения;
- в нарушение требований пункта 11 Приложения N1 к Правилам отсутствует резервное электропитание.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного инженера ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиева Р.Ф. с последующим привлечением его к административной ответственности.
Факт совершения главным инженером ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиевым Р.Ф. указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Главный инженер ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиев Р.Ф, будучи должностным лицом, ответственный за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ).
Объективная сторона вмененного в вину должностного лица административного правонарушения состоит в нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, которая может характеризоваться не только, действием, но и бездействием.
Доводы о том, что предприятие является убыточным, об отсутствии в действиях Вазиева Р.Ф. состава административного правонарушения, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях главного инженера ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиева Р.Ф. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 данного Кодекса.
В материалах дела имеется копия приказа N44к от 1 ноября 2022 года о назначении Вазиева Р.Ф. на должность главного инженера ОАО "Бугульманефтепродукт" (л.д. 23).
Должностная инструкция главного инженера ОАО "Бугульманефтепродукт" регламентирует его права, обязанности и круг полномочий по выполнению им должностных обязанностей, в пункте 4.4 которой указано, что главный инженер несет ответственность за обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК (л.д.28).
Учитывая то, что допущенные главным инженером ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиевым Р.Ф. нарушения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458дсп, могли повлечь за собой негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей, он в соответствии с требованиями законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации как главный инженер упомянутого юридического лица был обязан принять меры по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности на объекте топливно-энергетического комплекса.
Изложенное позволяет сделать вывод, что главный инженер ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиев Р.Ф, будучи должностным лицом, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе на постановление мирового судьи, являлись предметом проверки судьи городского суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте, и не ставят под сомнение наличие в деянии главного инженера ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиева Р.Ф. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
Постановление о привлечении главного инженера ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиева Р.Ф. к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено главному инженеру ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиева Р.Ф. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 4 по Бугульминскому судебному району Республики Татарстан от 5 сентября 2023 года, решение судьи Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 12 октября 2023 года, вынесенные в отношении главного инженера ОАО "Бугульманефтепродукт" Вазиева Рустема Фаизовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Вазиева Рустема Фаизовича - без удовлетворения.
Судья Э.Г.Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.