Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 сентября 2023 года кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 мая 2023 года по административному делу N 2а-641/2023 по административному исковому заявлению Казаковой Натальи Георгиевны к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, возражения представителя административного истца Казаковой Н.Г. по доверенности Штерн Е.А. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Казакова Н.Г. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее - Министерство, административный ответчик) о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обосновании заявленных требований административный истец указала, что 1 февраля 2008 года между ней и ООО "Проспект-Инвестстрой" был заключён договор о долевом участии в строительстве жилого дома N N (строительный) по адресу: "адрес", в границах улиц "адрес" в "адрес" ("адрес"") по ул. "адрес", в отношении однокомнатной квартиры N N (строительный) площадью 58, 6 кв.м на 13 этаже секции В. Стоимость квартиры составила 2109600 рублей.
4 августа 2022 года она обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Однако уведомлением N МС/7597 от 1сентября 2022 года ей было отказано во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, поскольку ей ранее была оказана мера государственной поддержки путём завершения строительства проблемного объекта и передачи в нем жилого помещения.
Ссылаясь на несоответствие выводов административного ответчика фактическим обстоятельствам, административный истец просила суд признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от 1 сентября 2022 года об отказе во включении её в реестр пострадавших участников долевого строительства, обязать повторно рассмотреть её заявление от 4 августа 2022 года.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 27 января 2023 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 мая 2023 года без изменения, административные исковые требования Казаковой Н.Г. удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Казаковой Н.Г. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 1 сентября 2022 года N МС/7597. На Министерство строительства Самарской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Казаковой Н.Г, заново рассмотреть и принять решение по ее заявлению от 4 августа 2022 года о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.
В обоснование доводов кассационной жалобы административный ответчик указывает, что суды не приняли во внимание то обстоятельство, что административному истцу была оказана мера государственной поддержки как участнику долевого строительства. Казакова Н.Г. по акту приема-передачи получила в собственность квартиру N N в доме N N по ул. "адрес" через нового застройщика ООО "Промбезопасность" в соответствии с государственной программой Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 684, в связи с чем заявитель кассационной жалобы утверждает о законности оспариваемого отказа Министерства о невключении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства является законным.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение участвующего лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера, влекущие отмену постановленных по делу судебных актов, допущены судами обеих инстанций.
Так, из материалов административного дела следует, что 1 февраля 2008 года между ООО "Проспект-Инвестстрой" и Казаковой Н.Г. был заключен договор участия в долевом строительстве, по условиям которого застройщик обязался передать дольщику по завершении строительства однокомнатную квартиру N N (строительный) на 13 этаже дома по адресу: "адрес", площадью 58, 6 кв.м. Стоимость долевого строительства составляла 2 109 600 рублей.
1 февраля 2008 года, 7 февраля 2008 года, 18 февраля 2008 года административный истец оплатила ООО "Проспект-Инвестстрой" 2 109 600 рублей.
4 августа 2022 года Казакова Н.Г. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением включении ее в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Министерства строительства Самарской области от 4 августа 2022 года N 11304 Казаковой Н.Г. было отказано во включении в реестр пострадавших в связи с тем, что ей ранее оказана мера государственной поддержки путем завершения строительства проблемного объекта и передачи в нем жилого помещения.
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, указал, что завершение строительства квартиры N N в доме N N по ул. "адрес" было осуществлено без использования мер государственной поддержки, перечисленных в пункте 1 статьи 6 Закона Самарской области "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области", а непосредственно за счёт средств самой заявительницы, оплатившей приобретение жилого помещения через нового застройщика ООО "Промбезопасность".
Судебная коллегия полагает, что судебные инстанции при рассмотрении дела не учли следующие обстоятельства и требования закона.
Так, участие граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости представляет собой один из способов приобретения права частной собственности на жилые и нежилые помещения в таких домах (объектах), которое охраняется законом, и одновременно является одним из способов реализации права каждого на жилище.
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) допускает привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на этот момент в установленном порядке в эксплуатацию, только определенными способами, в том числе на основании договора участия в долевом строительстве; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов (пункты 1, 3 части 2 статьи 1 в редакции закона, действующего на момент заключения договора).
Гражданин - участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 приложения N 1, относится к числу пострадавших граждан (пункт 3 приложения N 1 к Приказу N 560/пр), в редакции закона, действовавшего на момент заключения договора).
В соответствии со статьей 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 1).
Законом Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области" (далее - Закон N 84-ГД) установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 84-ГД, в редакции закона, действовавшего в период возникновения спорных отношений, пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям: наличие договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения, заключенного с недобросовестным застройщиком, нерасторгнутого, а также не признанного ничтожным, за исключением случаев, когда у гражданина право требования на получение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве установлено в соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; наличие оплаты гражданином, претендующим на получение мер государственной поддержки, по договору участия в долевом строительстве и (или) договору уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве в денежной форме или посредством зачета прав требований, связанных с наличием задолженности перед ним по иным заключенным им договорам участия в долевом строительстве, оплаченным денежными средствами; заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика; признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков); гражданин не является и (или) не являлся учредителем, участником и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членом коллегиального органа управления
недобросовестного застройщика, и (или) членом его коллегиального исполнительного органа, и (или) главным бухгалтером (бухгалтером) недобросовестного застройщика, а также не имеет и (или) не имел близкого родства с такими лицами; неполучение гражданином мер государственной поддержки как пострадавшим участником долевого строительства; отсутствие у гражданина договора участия в долевом строительстве проблемного объекта, по которому наблюдательным советом публично-правовой компании "Фонд развития территорий" принято решение о финансировании завершения его строительства или выплате возмещения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 названного закона меры поддержки пострадавшим участникам долевого строительства предоставляются однократно.
Если у пострадавшего участника долевого строительства заключены 2 и более договора участия в долевом строительстве с застройщиком (застройщиками) проблемного объекта в одном или нескольких проблемных объектах на территории Самарской области, меры поддержки предоставляются в отношении одного жилого помещения в одном из проблемных объектов по выбору пострадавшего участника долевого строительства. Финансирование завершения строительства второго и последующего жилого помещения в проблемном объекте или нескольких проблемных объектах, в том числе в случаях, когда гражданину ранее оказывалась мера государственной поддержки, осуществляется участником долевого строительства самостоятельно.
Меры государственной поддержки могут предоставляться как непосредственно пострадавшему участнику долевого строительства, так и опосредованно через нового застройщика, нового застройщика-инвестора, что указывается в соглашении о завершении строительства проблемного объекта и удовлетворении прав требований пострадавших участников долевого строительства и (или) соглашении о реализации масштабного инвестиционного проекта, реализуемого новым застройщиком-инвестором, заключаемом между уполномоченным органом и новым застройщиком-инвестором.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом N 84-ГД, постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка для включения в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (далее - Реестр), пострадавший участник долевого строительства подает в уполномоченный орган заявление по форме, установленной приложением 1 к данному Порядку, с приложением к заявлению документов, предусмотренных пунктом 2.2 Порядка.
Как следует из содержания пункта 2.5 названного Порядка, уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 данного Порядка, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности.
Основаниями для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр являются, в том числе, получение пострадавшим участником долевого строительства ранее как участником долевого строительства мер государственной поддержки.
Из материалов административного дела следует, что 1 февраля 2008 года между административным истцом и ООО "Проспект-Инвестстрой" заключен договор о долевом участии в строительстве жилого дома по ул. "адрес" (строительный) в отношении однокомнатной квартиры N N (строительный) площадью 58, 6 кв.м на 13 этаже секции В. Стоимость квартиры составила 2109600 рублей.
Кроме этого, между Казаковой Н.Г. и упомянутым застройщиком были заключены еще два договора N 293В и N 268 о долевом участии в строительстве жилья.
17 июня 2011 года в отношении ООО "Проспект-Инвестстрой" введена процедура внешнего управления, и 13 июля 2011 года объект недвижимости включен в Перечень проблемных объектов, утверждённый постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329.
17 сентября 2013 года между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары и ООО "Промбезопасность" заключено соглашение о подготовке документации на строительства дома N N по ул. "адрес" и возобновлении его строительства.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.3 данного соглашения ООО "Промбезопасность" приняло на себя обязательства по восстановлению прав 211 дольщиков указанного дома, перечисленных в приложении N 2 к соглашению.
В декабре 2017 года новый застройщик завершил строительство проблемного объекта и 21 декабря 2017 года он введен в эксплуатацию.
Ранее 4 апреля 2016 года между ООО "Промбезопасность" и административным истцом заключен договор N Т10/102 о долевом участии в строительстве жилья, предметом которого является однокомнатная квартира N N на N этаже, секции N, общей площадью 56, 37 кв.м. Стоимость квартиры составила 413492 рубля и уплачена в полном объёме.
20 февраля 2018 года по акту приема-передачи квартира передана застройщиком Казаковой Н.Г.
Оценивая данные обстоятельства, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что административный истец меры государственной поддержки не получала, завершение строительства квартиры было осуществлено за счет средств Казаковой Н.Г.
Выводы судебных инстанций судебная коллегия находит преждевременными и не основанными на имеющихся в деле доказательствах.
Так, исходя из содержания оспариваемого уведомления Министерства и приведенного правового регулирования юридическим значимым обстоятельством, подлежащим выяснению, является установление правовой природы предоставления административному истцу ООО "Промбезопасность" квартиры в завершённом строительством проблемном объекте и не связано ли это с мерами государственной поддержки пострадавшему участнику долевого строительства.
Из ответа ООО "Промбезопасность" Министерству строительства Самарской области от 22 октября 2020 года следует, что Казакова Н.Г. не была указана в приложении N 2 к соглашению от 17 сентября 2013 года, заключённому между Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары и ООО "Промбезопасность" о завершении строительства проблемного объекта. При этом административный истец представила застройщику три договора, заключённые с ООО "Проспект- Инвестстрой" на 3 квартиры N N. Учитывая указанные обстоятельства, и принимая во внимание положения Закона Самарской области N 13-ГД, которым предусмотрено предоставление лишь одного помещения в проблемном объекте, с Казаковой Н.Г. был заключен договор на квартиру N N, и эту квартиру она получила после завершения строительства дома. Исходя из этого, ООО "Промбезопасность" полагал, что права Казаковой Н.Г. восстановлены с учетом нормативных требований законодательства Самарской области.
Кроме этого, из договора N Т10/102, заключенного 4 апреля 2016 года между ООО "Промбезопасность" и административным истцом о долевом участии в строительстве жилья, предметом которого является однокомнатная квартиры N N на 10 этаже, секции N, общей площадью 56, 37 кв.м, следует, что стоимость квартиры составила 413492 рубля.
Содержанию вышеприведенных документов, имеющих существенное юридическое значение для административного дела, судами первой и апелляционной инстанций надлежащая правая оценка не дана, причины, по которым административный истец приобрела однокомнатную квартиру в строящемся проблемном объекте путем заключения нового договора о долевом участии в строительстве жилья по стоимости очевидно значительно ниже рыночной цены, судебные инстанции не выяснили, равно как не установили из каких источников осуществлялось финансирование завершения строительства проблемного объекта.
Поскольку не все юридически значимые по делу обстоятельства были установлены, у судебных инстанций не имелось достаточных правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления и признания оспариваемого отказа Министерства незаконным.
В связи с допущенными судами первой и апелляционной инстанций нарушениями в применении норм материального и процессуального права, несоответствием их выводов фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 27 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 11 мая 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Самары.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 27 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.