Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 сентября 2023 года кассационную жалобу администрации городского округа Отрадный Самарской области (далее - Администрация) на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 апреля 2023 года по административному делу N 2а-338/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Отрадного Самарской области (далее - прокурор) к Администрации, МКУ "Комитет по вопросам демографии, опеки и попечительства городского округа Отрадный" и МКУ "Экология города Отрадного" о признании бездействия незаконным и возложения обязанности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском об оспаривании бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по созданию условий для оказания 33 муниципальных услуг в электронной форме.
Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 20 октября 2022 года заявленные требования удовлетворены, бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по созданию условий для оказания 33 муниципальных услуг в электронной форме, признано незаконным. На Администрацию возложена обязанность в срок до 1 января 2024 года принять меры для оказания следующих 33 муниципальных услуг в электронной форме:
- принятие решения по заявлению лица об отказе от права на земельный участок;
- предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;
- предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в реестре муниципального имущества;
- предоставление муниципального имущества в аренду;
- предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование;
- признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;
- выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей;
- предоставление в собственность жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду;
- выдача согласия на вселение граждан (за исключением супруга, детей, родителей) в занимаемое жилое помещение гражданам-нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
- выдача согласия на обмен занимаемых жилых помещений гражданам- нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
- выдача согласия на передачу в поднаем жилых помещений (части жилого помещения), занимаемых гражданами-нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
- расторжение договора найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда;
- предоставление в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в порядке реализации преимущественного права;
- изменение (расторжение) договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда;
- предоставление жилых помещений меньшего размера взамен занимаемых жилых помещений гражданам - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
- предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам;
- предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма;
- выдача разрешений на право организации розничного рынка;
- согласование схемы расположения ярмарки;
- оказание консультационных услуг субъекта малого и среднего предпринимательства;
- принятие решения об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
- предоставление места для захоронения (подзахоронения) умершего на кладбищах, находящихся в собственности муниципального образования либо на ином вещном праве;
- предоставление информации о порядке предоставления жилищно- коммунальных услуг населению;
- согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов;
- включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- прием на хранение архивных документов;
- информационное обслуживание пользователей в читальных залах муниципальных архивов;
- информационное обеспечение граждан, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда Самарской области и других архивных документов;
- согласование номенклатур дел, положений об архивах, об экспертных комиссиях;
- выдача выписок из похозяйственных книг;
- выдача лицам, достигшим четырнадцатилетнего возраста, разрешения на вступление в брак;
- регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы;
- выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов над городским округом Отрадный Самарской области, а также выполнения посадки (взлета) на расположенные в границах городского округа Отрадный Самарской области площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 апреля 2023 года решение суда первой инстанции изменено в части установления срока исполнения возложенной обязанности. На Администрацию возложена обязанность в срок до 1 января 2025 года принять меры для оказания следующих 33 муниципальных услуг в электронной форме. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Основной довод кассационной жалобы сводится к тому, что административным ответчиком предпринимаются меры для организации предоставления муниципальных услуг населению, в связи с чем вывод судов о допущенном незаконном бездействии административного ответчика нельзя признать правильным.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ), пункт 2 статьи 2 которого предусматривает, что под "муниципальной услугой", предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В силу пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители в числе прочего имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно пункту 6 статьи 2 того же закона предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - это предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование Единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе, обеспечивать возможность получения заявителем муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Как следует из материалов настоящего административного дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой города Отрадного, было установлено, что в нарушение требований действующего законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг административным ответчиком не в полном объеме обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, обоснованно исходили из того, что со стороны Администрации было допущено незаконное бездействие в вопросах организации и обеспечения получения заинтересованными лицами возможности получения муниципальных услуг в электронном виде, в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в решении и апелляционном определении, у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Из разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следует, что к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 января 2014 года N 138-О, гражданам и иным установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг.
Доводы кассационной жалобы о том, что со стороны Администрации не было допущено незаконного бездействия не опровергают верных выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
В то же время, положениями частей 2 и 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Отрадненского городского суда Самарской области от 20 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Отрадный Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 4 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.