Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 6 октября 2023 года кассационную жалобу администрации муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" на решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 9 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 мая 2023 года по административному делу N 2а-556/2023 по административному исковому заявлению прокурора Камбарского района Удмуртской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 1 "Колобок" города Камбарка, администрации муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства в области гражданской обороны, возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства в области гражданской обороны.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, мнение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, представляющего прокурора Удмуртской Республики, об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Камбарского района Удмуртской Республики (далее - административный истец, прокурор), действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад N 1 "Колобок" города Камбарка (далее также - МБДОУ д/с N 1 "Колобок", детский сад), администрации муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" (далее также - администрация), В обоснование требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы содержания защитного сооружения гражданской обороны, установлено, что находящееся в оперативном управлении администрации муниципального образования "Камбарский район" здание детского комбината по адресу: город Камбарка улица Суворова, 25а не соответствует Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны и не готово к приему укрываемых лиц, администрацией не приняты меры по осуществлению планирования мероприятий по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам защитного сооружения гражданской обороны; не составлен паспорт защитного сооружения гражданской обороны с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; не разработаны сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; не составлен список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; не составлена эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны, эксплуатационную схему электроснабжения
защитного сооружения гражданской обороны; не оформлен журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, схема эвакуации укрываемы из очага поражения; не произведено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью (техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово-предупредительный ремонт строительных конструкций); не созданы звенья для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.
Администрация обязана содержать защитное сооружение гражданской обороны в надлежащем состоянии и финансировать мероприятия по приведению его в состояние постоянной готовности к использованию, а МБДОУ д/с N 1 "Колобок" - своевременно проводить мероприятия по гражданской обороне.
В связи с выявленными нарушениями прокурором внесены представления в адрес заведующего МБДОУ д/с N 1 "Колобок" и в адрес главы МО "МО Камбарский район", которые рассмотрены, однако выявленные нарушения не устранены.
Прокурор с учетом произведенного уточнения административных исковых требований просил суд: признать незаконным бездействие администрации МО "МО Камбарский район УР", МБДОУ д/с N 1 "Колобок" по устранению нарушений законодательства в области гражданской обороны; возложить на администрацию МО "МО Камбарский район УР" обязанность в течение 1 года 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по приведению в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года N 583, защитное сооружение гражданской обороны - здание детского комбината, расположенное по адресу: город Камбарка, улица Суворова, 25а (МБДОУ д/с N 1 "Колобок"); возложить на МБДОУ д/с N 1 "Колобок" обязанность в течение 1 года 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне.
Решением Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 9 декабря 2022 года признано незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад N 1 "Колобок" города Камбарка, администрации муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" по устранению нарушений законодательства в области гражданской обороны; на муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 1 "Колобок" города Камбарка возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны; на администрацию муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" возложена обязанность в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений, выполняемых муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 1 "Колобок" города Камбарка.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2023 года дело передано на рассмотрение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 мая 2023 года решение суда первой инстанции изменено с изложением резолютивной части решения в иной редакции: признано незаконным бездействие муниципального дошкольное образовательное учреждение детский сад N "Колобок" города Камбарка, администрации муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" по устранению нарушений законодательства в области гражданской обороны; возложена на администрацию муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны, выполняемых муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад N 1 "Колобок" г. Камбарка за счет средств местного бюджета в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; возложена на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 1 "Колобок" город Камбарка обязанность привести объект гражданской обороны - противорадиационное укрытие в соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" в срок в течение 6 месяцев со дня доведения Администрацией муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" лимитов бюджета на указанные цели.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация, приводя доводы об отсутствии полномочий по финансированию мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны на защитном сооружении гражданской обороны, ввиду нахождения данного объекта в собственности Российской Федерации, просит отменить вышеуказанные судебные акты ввиду неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Изучив материалы административного дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что здание детского комбината, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, город Камбарка, улица Суворова, дом N 25а является собственностью муниципального образования "Камбарский район" Удмуртской Республики (свидетельство о государственной регистрации права "данные изъяты" от 13 ноября 2012 года).
Согласно Уставу МБДОУ д/с N 1 "Колобок" от 20 октября 2015 года, учреждение является бюджетным учреждением, находящимся в ведении муниципального образования "Камбарский район" (пункт 1.2). Учредитель учреждения - муниципальное учреждение "Камбарский район" и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация Камбарского района (пункт 1.7).
Постановлением администрации Камбарского района N 282 от 2 мая 2012 года за МБДОУ д/с N 1 "Колобок" на праве оперативного управления закреплено здание детского сада, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, город Камбарка, улица Суворова, дом N 25а, иное имущество, учитываемое на балансе учреждения. 6 марта 2013 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 6 марта 2013 года за МБДОУ д/с N 1 "Колобок" зарегистрировано право оперативного управления детского комбината.
В соответствии с договором N 16 от 18 февраля 2013 года администрацией Камбарского района на праве оперативного управления закреплено в том числе здание детского комбината, расположенное по адресу: Удмуртская Республика, город Камбарка, улица Суворова, дом N 25а.
Земельный участок, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, город Камбарка, улица Суворова, дом N 25а принадлежит МБДОУ д/с N 1 "Колобок" на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права 18 АБ N 627766 от 18 февраля 2013 года).
Согласно паспорту ЗС ГО (ПРУ), по адресу Удмуртская Республика, "адрес" расположено защитное сооружение обороны - противорадиационное укрытие. Защитное сооружение принято в эксплуатацию в 1979 году и в настоящее время находится на балансе МБДОУ д/с N 1 "Колобок".
Прокуратурой Камбарского района проведена проверка объектов гражданской обороны, порядка их функционирования, поддержания в состоянии готовности к приему укрываемых, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МБДОУ д/с N 1 "Колобок".
Проверкой установлено следующее:
- в отношении защитного сооружения гражданской обороны не принимается мер по осуществлению планирования мероприятий по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам.
В защитном сооружении гражданской обороны отсутствуют:
- паспорт защитного сооружения гражданской обороны;
- сигналы оповещения гражданской обороны;
- план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых;
- план защитного сооружения гражданской обороны с указание6м всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;
- планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключаемых устройств;
- список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны;
- эксплуатационная схема систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны;
- эксплуатационная схема водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны;
- эксплуатационная схема электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;
- журнал учета обращений, укрываемых за медицинской помощью;
- схема эвакуации укрываемых из очага поражения.
Не производится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитных сооружений сооружения гражданской обороны в полном объеме и с установленной периодичностью (техническое обслуживание и ремонт технических систем, планово- предупредительный ремонт строительных конструкций).
Разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что выявленные нарушения на момент проверки и на момент рассмотрения дела не устранены, в связи с чем признал незаконным бездействие МБДОУ д/с N 1 "Колобок", администрации МО "Муниципальный округ Камбарский район УР" в части неустранения нарушений законодательства в области гражданской обороны.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указал, что административным истцом обоснованно предъявлены требования о возложении на детский сад обязанности по устранению выявленных нарушений, а на администрацию - обязанности по финансированию выполнения работ по приведению вышеуказанного противорадиационного укрытия, находящегося в муниципальной собственности, в надлежащее техническое состояние.
Изменяя решение суда в части установления срока для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны, суд апелляционной инстанции указал, что согласно принципу исполнимости судебного акта, следует установить срок для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства в области гражданской обороны, выполняемых МБДОУ д/с N 1 "Колобок" за счет средств местного бюджета, в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, а срок на устранение МБДОУ д/с N 1"Колобок" нарушений определить в течение 6 месяцев.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда первой инстанции с учетом корректировки, произведенной судом апелляционной инстанции, полагая их верными и соответствующими обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что защитное сооружение гражданской обороны находится в федеральной собственности и является расходным обязательством Российской Федерации, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции.
Так, судом апелляционной инстанции верно отмечено, что финансирование деятельности детского сада относится к обязанностям администрации муниципального образования как учредителя, поэтому финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства в области гражданской обороны также лежит на администрации МО "МО Камбарский район УР".
Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые остались за пределами внимания суда апелляционной инстанций, в кассационной жалобе не содержится, в связи с чем судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что основания для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов судов первой и апелляционной инстанций отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Камбарского районного суда Удмуртской Республики от 9 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.