Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданное 13 октября 2023 года кассационное представление исполняющего обязанности прокурора Ульяновской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года по административному делу N 2а-2-109/2023 по административному исковому заявлению прокурора Вешкаймского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению (далее - МУ) администрация муниципального образования "Вешкаймский район" Ульяновской области, муниципальному казенному предприятию "Теплосервис" муниципального образования "Вешкаймское городское поселение" Вешкаймского района Ульяновской области (далее - МКП "Теплосервис") о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения по концессионному соглашению, возложении обязанности организовать передачу объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационного представления, мнение прокурора четвертого отдела (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего кассационное представление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Вешкаймского района Ульяновской области (далее также - административный истец, прокурор), действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к МУ администрация муниципального образования "Вешкаймский район" Ульяновской области (далее также - администрация), МКП "Теплосервис".
В обоснование административного искового заявления указано, что проведенной прокурорской проверкой установлено, что муниципальному образованию (далее - МО) "Вешкаймское городское поселение" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества социального характера - теплотрассы. Концессионные соглашения в отношении указанных социально значимых объектов недвижимого имущества не заключены.
4 августа 2017 года между администрацией и МКП "Теплосервис" заключен договор о закреплении за названным МКП муниципального имущества: объектов теплоснабжения на праве оперативного управления.
22 ноября 2018 года заключен договор аренды N 1 недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления за МКП "Теплосервис" МО "Вешкаймское городское поселение" Вешкаймского района Ульяновской области, срок действия данного договора на основании дополнительного соглашения от 9 января 2023 продлен до 30 ноября 2023 года.
Прокурор просил суд: признать незаконным бездействие МУ администрация муниципального образования "Вешкаймский район" Ульяновской области, МКП "Теплосервис", выразившееся в непринятии мер по передаче объектов централизованных систем теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ); возложить на администрацию и МКП "Теплосервис" обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ: именно: теплотрассы к котельной N 5 (протяженностью 6, 342 км), теплотрассы к котельной N 2 (протяженностью 5, 76 км), теплотрассы к котельной N 1 (протяженностью 11, 516 км).
Решением Майнского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2023 года признано незаконным бездействие МУ администрация МО "Вешкаймский район" Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по передаче объектов теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ; на МУ администрация МО "Вешкаймский район" Ульяновской области в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения, расположенных в р.п. Вешкайма Вешкаймского района Ульяновской области: теплотрассы к котельной N 5 (протяженностью 6, 342 км), теплотрассы к котельной N 2 (протяженностью 5, 76 км), теплотрассы к котельной N 1 (протяженностью 11, 516 км), в соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ; административное исковое заявление прокурора в части требований к МКП "Теплосервис" оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым прокурору отказано в удовлетворении требований к МУ администрация МО "Вешкаймский район" Ульяновской области, МКП "Теплосервис".
В кассационном представлении, поданном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, исполняющий обязанности прокурора Ульяновской области просит об отмене апелляционного определения как постановленного при неправильном применении норм материального права, несоответствии выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и направлении дела на новое рассмотрение.
Прокурор выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о преждевременности и необоснованности заявленного требования о возложении на администрацию обязанности организовать передачу объектов централизованных систем теплоснабжения, ссылаясь на положения Федерального закона N 115-ФЗ.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационных жалобы и представления своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, выслушав явившегося участника, обсудив доводы, содержащиеся в кассационном представлении, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, МО "Вешкаймское городское поселение" на праве собственности принадлежат расположенные в р.п. Вешкайма Вешкаймского района Ульяновской области объекты теплоснабжения: теплотрассы к котельной N 5 (протяженностью 6, 342 км), теплотрассы к котельной N 2 (протяженностью 5, 76 км), теплотрассы к котельной N 1 (протяженностью 11, 516 км) Концессионные соглашения в отношении указанных социально значимых объектов недвижимого имущества вопреки требованиям закона не заключены.
Между администрацией и МКП "Теплосервис" заключен договор от 4 августа 2017 года о закреплении на праве оперативного управления за названным МКП муниципального имущества: вышеназванных объектов теплоснабжения.
22 ноября 2018 года заключен договор аренды N 1 недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления за МКП "Теплосервис" МО "Вешкаймское городское поселение" Вешкаймского района Ульяновской области, срок действия данного договора на основании дополнительного соглашения от 9 января 2023 продлен до 30 ноября 2023 года.
Прокурорской проверкой выявлено, что в отношении указанных социально значимых объектов теплоснабжения, расположенных в р.п. Вешкайма Вешкаймского района Ульяновской области, администрацией концессионное соглашение не заключено.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении требований к администрации, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении спорных объектов теплоснабжения администрацией концессионное соглашение не заключено, вопреки требованиям части 4.1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ, части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не организована передача объектов централизованных систем теплоснабжения по концессионному соглашению, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, безопасные и благоприятные условия проживания.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, суд апелляционной инстанции указал на ошибочность выводов суда первой инстанции, отметил, что требование заявлено прокурором и удовлетворено судом преждевременно, поскольку передача объектов осуществляется в рамках концессионных соглашений, которые не заключены.
Согласно утверждению суда апелляционной инстанции, исполнить решение суда не представляется возможным при отсутствии указания в судебном решении конкретного концессионера, которому надлежит передать объекты. Передача же концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи (часть 4.1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ).
Между тем с означенными выводами суда апелляционной инстанции не представляется возможным согласиться в силу следующего.
Пунктами 1, 2, 4, 8 и 9 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) закреплено, что общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (пункт 3).
Привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, является целями Федерального закона N 115-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 вышеприведенного Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения (пункт 11 части 1 статьи 4 Федерального закона N 115-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Таким образом, исходя из вышеприведенного правового регулирования объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности и эксплуатирующиеся более пяти лет, предоставляются лицу исключительно на основании концессионного соглашения.
Разрешая дело, суд первой инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в судебном акте, установив факт эксплуатации объектов теплоснабжения более пяти лет, обоснованно исходил из того, что данные объекты должны быть переданы концессионеру на основании концессионного соглашения, в связи с чем пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения такой обязанности на администрацию.
Как верно констатировано судом первой инстанции, заключение концессионного соглашения направлено на обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также улучшение качества жизни населения путем обеспечения коммунальной услугой качественного теплоснабжения.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие указания в судебном решении концессионера, которому надлежит передать объекты, является непреодолимым препятствием к исполнению судебного акта, исходя из вышеприведенных положений Федерального закона N 115-ФЗ, являются ошибочным, поскольку указание конкретного лица не имеет правового значения, а определяющим является сам факт передачи, иное противоречит основным принципам государственной политики в сфере теплоснабжения, в связи с чем правовых оснований для отмены постановленного решения у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
В связи с изложенным апелляционное определение об отмене решения суда первой инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 25 июля 2023 года отменить.
Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 20 апреля 2023 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.