Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 19 октября 2023 года кассационную жалобу Лобанова В.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 31 августа 2023 года по административному делу N 2а-252/2023 по административному исковому заявлению прокурора Шабалинского района Кировской области (далее - прокурор) к Гостовской сельской думе Шабалинского района Кировской области (далее - Дума), Лобанову В.М. о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования "Гостовское сельское поселение Шабалинского района Кировской области".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего апелляционного определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к Думе о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Гостовское сельское поселение Шабалинского района Кировской области Лобанова В.М.
Решением Шабалинского районного суда Кировской области от 14 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 31 августа 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Гостовское сельское поселение Шабалинского района Кировской области Лобанова В.М.
В кассационной жалобе Лобанов В.М. просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводит доводы о том, что на момент принятия апелляционного определения обстоятельства, препятствующие занятию должности главы муниципального образования, были устранены, факт наличия конфликта интересов не доказан, в связи с чем правовых оснований для досрочного прекращения полномочий у суда апелляционной инстанции не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) при выявлении в результате проверки, осуществленной на основании части 4.4 названной статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены, в частности, этим законом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Аналогичные нормы содержатся в части 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), согласно положениям которого глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (часть 1 и пункт 2 части 2 статьи 36, часть 1 и абзац первый части 2 статьи 37).
Статьей 70 поименованного закона установлено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (статья 72 этого же федерального закона).
Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет право органов прокуратуры Российской Федерации осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов (часть 1 статьи 77).
Исходя из приведенных законоположений в системе действующего правового регулирования, прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 273-ФЗ, если его обращение в орган местного самоуправления с таким требованием оставлено без удовлетворения.
В данном случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица будет находиться в компетенции суда, несмотря на ранее принятое представительным органом местного самоуправления решения об отказе в прекращении его полномочий.
Судами установлено, что решением Гостовской сельской ДумыШабалинского района Кировской области от 11 октября 2022 года N 2/9 Лобанов В.М. избран главой муниципального образования Гостовское сельское поселение Шабалинского района Кировской области.
Вместе с тем, в период с 24 февраля 2021 года по 1 марта 2023 года Лобанов В.М. являлся председателем ликвидационной комиссии ООО "Управляющая компания "Дом Сервис", в период с 29 января 2014 года по 10 апреля 2023 года являлся единственным участником ООО "Управляющая компания "Дом Сервис", что не оспаривалось самим Лобановым В.М.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения административного дела допущенные Лобановым В.М. нарушения законодательства о противодействии коррупции устранены.
Вместе с тем, отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемом судебном акте, обоснованно исходил из того, что главой муниципального образования Гостовского сельского поселения Лобановым В.М. в период исполнения своих полномочий допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку, в связи чем пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как правильно констатировано судом апелляционной инстанции, факты отсутствия конфликта интересов в действиях Лобанова В.М. в период управления коммерческой организацией и того, что на момент рассмотрения административного дела административным истцом устранены допущенные нарушения, не имеют правового значения, поскольку любое участие в управлении коммерческой организацией несовместимо со статусом должностного лица, замещающего муниципальную должность.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке не может являться.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленный по делу судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лобанова В.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 18 декабря2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.