Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 сентября 2010 г. по делу N А35-10185/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N ВАС-358/11 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 декабря 2009 г. по делу N А35-10185/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "Р" - М.И.И. - представителя по доверенности (дов от 02.02.2010 г., N 18, пост.); от УФАС по Курской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом; от Комитета по тарифам и ценам Курской области - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 г. по делу N А35-10185/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Р" (далее - ООО "Р", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - УФАС по Курской области, антимонопольный орган) от 01.10.2009 г. по делу N 04-05/11-2009.
Решением арбитражного суда Курской области от 08.02.2010 г. заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 г. состоявшийся по делу судебный акт оставлен без изменения.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение и постановление суда полагая, что они приняты в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Общества кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Р" занимает доминирующее положение на рынке поставки электроэнергии в пределах границ балансовой принадлежности сетевой организации с долей более 65%, что подтверждается приказом УФАС по Курской области от 20.12.2006 г. N 156.
Антимонопольным органом проведена проверка деятельности Общества, по результатам которой приказом руководителя УФАС по Курской области от 27.08.2009 г. N 209 возбуждено дело N 04-05/11-2009.
В рамках данного дела 01.10.2009 г. комиссией УФАС по Курской области было принято решение о признании ООО "Р" нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") путем злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, а именно в нарушении требований законодательства о разделении стоимости оказанных по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) услуг и обязательном указании в счетах на оплату помимо суммарного платежа отдельно стоимости отпущенной электроэнергии, стоимости услуг по передаче электроэнергии и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Кроме того, антимонопольным органом было выдано предписание Обществу с требованием прекратить указанное нарушение Закона "О защите конкуренции" и при расчете стоимости оказанных по договорам энергоснабжения услуг определять и указывать в счетах раздельно стоимость отпущенной электроэнергии, стоимость услуг по передаче электроэнергии и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Не согласившись с названными решением и предписанием антимонопольного органа, ООО "Р" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального права, вынес законные и обоснованные акты по существу спора.
В соответствии п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Принимая оспариваемые ненормативные акты, УФАС по Курской области исходил из того, что Общество допустило нарушение порядка ценообразования, установленного п. 4 ст. 39 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике"), п. 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, далее - Основы ценообразования) и п. 10 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 г. N 20-э/2).
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законам от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон "О государственном регулировании тарифов") и "Об электроэнергетике", в сфере электроэнергетики действует метод государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергию.
Подпунктом 1 п. 54 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, потребителям, в том числе регулируемые тарифы (цены) для населения, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней регулируемых тарифов (цен).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и постановлением Губернатора Курской области от 21.06.2005 г. N 458, органом исполнительной власти Курской области, осуществляющим государственное регулирования тарифов (цен), является Комитет по тарифам и ценам Курской области.
В силу п. 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации ценообразованием является процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию, мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Таким образом, ценообразование включает в себя только расчет и установление регулирующими органами регулируемых тарифов (цен), но не их применение.
При этом, как правильно указал суд, нарушением порядка ценообразования будет являться такое действие (бездействие) гарантирующего поставщика электроэнергии, которое приводит к завышению или занижению регулируемых государством тарифов, чем нарушаются права и интересы как потребителей, так и иных участников рынка.
Из материалов дела усматривается, что тарифы на электрическую энергию для потребителей ООО "Р" на 2009 год, в том числе для потребителей, осуществляющих расчеты по одноставочному тарифу, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика ООО "Р" на 2009 год, котловые тарифы (для расчетов за услугу по передаче электрической энергии) определены постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 г. N 161, от 27.11.2008 г. N 142, от 28.11.2008 г. N 160, и участниками правоотношений, связанных с поставкой и потреблением электроэнергии, не оспорены.
Учитывая, что антимонопольным органом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено суду достаточных доказательств злоупотребления ООО "Р" доминирующим положением на рынке путем нарушения порядка ценообразования, повлекшего за собой ущемление интересов других лиц, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы кассационной жалобы антимонопольного органа направлены на переоценку доказательств по делу, что находится вне компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения и постановления суда, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 08.02.2010 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 г. по делу N А35-10185/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 2 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации ценообразованием является процесс расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию, мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
...
Из материалов дела усматривается, что тарифы на электрическую энергию для потребителей ООО "Р" на 2009 год, в том числе для потребителей, осуществляющих расчеты по одноставочному тарифу, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика ООО "Р" на 2009 год, котловые тарифы (для расчетов за услугу по передаче электрической энергии) определены постановлениями Комитета по тарифам и ценам Курской области от 28.11.2008 г. N 161, от 27.11.2008 г. N 142, от 28.11.2008 г. N 160, и участниками правоотношений, связанных с поставкой и потреблением электроэнергии, не оспорены."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2010 г. по делу N А35-10185/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании