Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан, поданную 23 октября 2023 года на решение от 25 января 2023 года, дополнительное решение от 11 мая 2023 года Вахитовского районного суда г. Казани и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июля 2023 года по административному делу N 2а-806/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 14 по Республике Татарстан к Володину Артему Евгеньевичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан Хайруллова А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 14 по Республике Татарстан обратилась в суд с административным иском к Володину А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 4 379 рублей, за 2020 год в размере 4379 рублей; пени по транспортному налогу за период со 2 декабря 2020 года по 19 января 2021 года в размере 30, 40 рублей, пени по транспортному налогу за период с 7 февраля 2018 года по 7 октября 2020 года в размере 3 463, 16 рубля, пени по транспортному налогу за период с 29 июня 2020 года по 29 июня 2021 года в размере 237, 56 рублей, пени по транспортному налогу за период с 20 января по 29 июня 2021 года в размере 109, 36 рублей, пени по транспортному налогу за период со 2 по 15 декабря 2021 года в размере 15, 33 руб, задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1 373 руб, за 2020 год в размере 856 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период со 2 по 15 декабря 2021 года в размере 41, 17 руб, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 24 по 29 июня 2021 года в размере 1, 51 руб, пени по налогу на имущество физических лиц за период со 2 декабря 2020 года по 23 марта 2021 года в размере 2, 97 руб, пени по налогу на имущество физических лиц за период со 2 по 15 декабря 2021 года в размере 3 рубля, всего 14 891, 46 рубль.
В обоснование требований указано, что Володин А.Е. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц. За несвоевременную уплату налогов на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени. Володину А.Е. направлялись требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), однако в установленный законодательством срок требования им не исполнены.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 25 января 2023 года, дополнительным решением суда от 11 мая 2023 года, оставленными без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июля 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 14 по Республике Татарстан просит отменить судебные постановления, приводит доводы о том, что уплата административным ответчиком денежных средств в счет погашения задолженности осуществлена в качестве единого налогового платежа после изменения порядка распределения поступающих в бюджет денежных средств в счет уплаты обязательных платежей. Платеж распределен по правилам, установленным пунктом 10 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть пропорционально суммам обязанностей в соответствии с пунктом 8 вышеуказанной статьи. Данные денежные средства не могли быть направлены на погашение задолженности, указанной в административном исковом заявлении, они зачтены в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2018, 2019, 2020, 2021 годы и по налогу на имущество физических лиц за 2019 год. Полагает, что выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска не основаны на фактических обстоятельствах дела и противоречат закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации включена статья 11.3 ("Единый налоговый платеж. Единый налоговый счет"), согласно пункту 1 которой единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 4, 5 указанной статьи единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6).
В соответствии с пунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 2 вышеуказанной статьи в целях пункта 1 части 1 настоящей статьи в суммы неисполненных обязанностей не включаются суммы недоимок по налогам, государственной пошлине, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иным сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации процентам, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания.
Согласно пункту 10 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ денежные средства, поступившие после 1 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Положениями статьей подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи, о дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
Отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции исходили из того, что согласно предоставленным административным ответчиком чек-ордерам от 13 января 2023 года им после обращения налоговой инспекции в суд уплачена заявленная задолженность в полном объеме - в общем размере 14891, 46 рублей.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что налоговым органом ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены конкретные сведения - в счет какой ранее образовавшейся задолженности распределены поступившие от административного ответчика денежные средства и не представлены сведения о том, не утрачена ли возможность взыскания недоимки налоговым органом, проведена ли процедура взыскания налога, в том числе соблюдение налоговым органом порядка, а также сроков взыскания заявленной суммы недоимки.
Изложенные в судебных актах выводы не противоречат материалам дела, суды дали надлежащую оценку обстоятельствам дела, которые не предоставляли оснований для удовлетворения административного иска. В кассационной жалобе не приведено данных, которые опровергали бы достоверность указанных выводов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 января 2023 года, дополнительное решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Республике Татарстан - без удовлетворения
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.