Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 ноября
2023 года кассационную жалобу Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - Госслужба ЧР по конкурентной политике и тарифам) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2023 года по административному делу
N 3а-20/2023 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Чувашской Республики к Госслужбе ЧР по конкурентной политике и тарифам об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения представителя административного ответчика Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам -
Щукиной И.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам
от 14 декабря 2018 года N 130-30-32/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2019 - 2023 годы" утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую
ООО "ТеплоКомфорт" (л.д. 135-148, т. 1):
- для потребителей, расположенных на территории Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 составили 1771, 20 руб./Гкал для населения, 1476 руб./Гкал - для иных потребителей, на период с 01.07.2021 по
31.12.2021 - 1800, 80 руб./Гкал для населения, 1500, 67 руб./Гкал - для иных потребителей;
- для потребителей Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, получивших тепловую энергию от источников тепловой энергии, расположенного по адресу: "адрес", на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 составили 1380, 32 руб./Гкал для населения, 1150, 27 руб./Гкал - для иных потребителей, на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 1418, 42 руб./Гкал для населения, 1182, 02 руб./Гкал - для иных потребителей, с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 1418, 42 руб./Гкал для населения (далее - Постановление от 14 декабря 2018 года).
В последующем в Постановление от 14 декабря 2018 года вносились изменения, в том числе в части корректировки установленных тарифов, в частности постановлениями Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 24 ноября 2020 года N 40-20-22/т, от 25 августа 2021 года
N 26-11/т, от 30 ноября 2021 года N 54-16-17-19/т (л.д. 158-169, т. 1).
Первый заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Постановления
от 14 декабря 2018 года (в редакции вышеназванных постановлений), недействующим, приводя доводы о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 29 июня
2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2023 года решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Признано недействующим с 24 ноября 2020 года постановление Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 14 декабря 2018 года N 130-30-32/т "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителями, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2019-2023 годы" (в редакции постановлений Государственной службы по конкурентной политике и тарифам от 24 ноября 2020 года
N 40-20-22/т, от 25 августа 2021 года N 26-11/т, от 30 ноября 2021 года
N 54-16-17-19/т) в части подпункта 2 Приложения N 3, которым установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую
ООО "ТеплоКомфорт":
1) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
- на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 1476 руб./Гкал для потребителей, расположенных на территории Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики;
- на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 размере 1500, 67 руб./Гкал для потребителей, расположенных на территории Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики;
2) для населения:
- на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 1771, 20 руб./Гкал для потребителей, расположенных на территории Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики
- на период с 01.07.2021 по 31.12.2021 размере 1800, 80 руб./Гкал для потребителей, расположенных на территории Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики.
На Госслужбу ЧР по конкурентной политике и тарифам возложена обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение
3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Госслужба ЧР по конкурентной политике и тарифам просит об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Приводит доводы о том, что оспариваемое постановление принято компетентным органом, в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом принципа экономической обоснованности, в связи с чем правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правого акта недействующим не имелось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований не установлено.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Теплокомфорт" осуществляет производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.
На основании концессионного соглашения, заключенного 22 ноября 2016 года между администрацией Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (Концедент) и
ООО "ТеплоКомфорт" (Концессионер), последний осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта Соглашения.
Вступившим в законную силу постановлением Федеральной антимонопольной службы от 24 ноября 2021 года руководитель Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа за нарушение законодательства в сфере теплоснабжения в связи с тем, что регулируемой организацией при установлении тарифов на тепловую энергию для
ООО "Теплокомфорт" на 2021 год не учтены данные о фактическом полезном отпуске тепловой энергии в 2017-2019 годах и динамика полезного отпуска за последние три года (л.д. 143-153, т.1).
Указанные выше нарушения законодательства о теплоснабжении послужили основанием для обращения прокурора с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая дело и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что установленные оспариваемым постановлением тарифы на тепловую энергию ежегодно уточнялись, при этом осуществлялась как корректировка в части расходов, так и в части объема отпуска тепловой энергии, в связи с чем пришел к выводу о соответствии Постановления от 14 декабря 2018 года требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.
Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.
Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года (пункт 22(1) вышеприведенных Основ ценообразования в сфере теплоснабжения).
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, правильно применив положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемом судебном акте, обоснованно исходил из того, что административным ответчиком при установлении оспариваемого тарифа на 2021 год использовались фактические данные по полезному отпуску только за 2018 и 2019 года, при этом действующее законодательство применительно к рассматриваемым правоотношениям случаю не предусматривает возможности использовать данные о фактическом полезном отпуске тепловой энергии только за последние 2 года, в связи с чем пришел к верному заключению о признании оспариваемого нормативного акта недействующим..
Доводы кассационной жалобы Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам, сводящиеся к тому, что в ходе произведенной корректировки установленных тарифов не допущено нарушений прав потребителей коммунальных услуг и теплоснабжающей организации, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Судом апелляционной инстанции верно констатировано, что произведенная тарифным органом корректировка влечет несоблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей при начислении платы за потребляемую тепловую энергию в 2021 году, и, как следствие, нарушение принципов тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебного акта не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 19 декабря
2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.