Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Бритвиной Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 27 октября 2023 года кассационную жалобу администрации сельского поселения Юматовский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2023 года по административному делу N 2а-467/2023 по административному исковому заявлению региональной общественной организации по защите окружающей среды "Экологический контроль Республики Башкортостан" к администрации сельского поселения Юматовский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории сельского поселения Юматовский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в д. Уптино расположены две контейнерные площадки:
N 50623 по адресу: "адрес" (7 контейнеров, источник образования ТКО - физические лица, индивидуальная жилая деятельность), N 30351 по адресу: "адрес", здание N 16 (5 контейнеров, источник образования ТКО - юридическое лицо санаторий "Акбузат").
В соответствии с пунктом 2.1 Устава общественной организации по защите окружающей среды Экологический контроль Республики Башкортостан (далее - POO по ЗОС Экоконтроль Республики Башкортостан) одной из целей деятельности указанной общественной организации является реализация конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение администрацией сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обязанности по обустройству мест (площадок) накопления ТКО, их недостаточность для размещения бытовых отходов населения д. Уптино, POO по ЗОС Экоконтроль Республики Башкортостан обратилась в суд с настоящим иском, просила признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства по обустройству мест (площадок) накопления ТКО; возложить обязанность по обустройству мест (площадок) накопления ТКО, доступных для жителей д. Уптино Уфимского района Республики Башкортостан, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 16 августа 2023 года решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 10 апреля 2023 года отменено; по делу принято новое решение об удовлетворении административных исковых требований, признано незаконным бездействие администрации сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении обязанности по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; на администрацию сельского поселения Юматовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения принять меры к обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в д. Уптино Уфимского района Республики Башкортостан в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Не согласившись с апелляционным определением, представитель администрации сельского поселения Юматовский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан в кассационной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Выражает несогласие с выводами, изложенными в апелляционном определении, поскольку администрацией ведется работа в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с полномочиями, в том числе и в д. Уптино. Однако эта работа затрудняется тем, что администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан отказывает в согласовании мест (площадок) накопления ТКО ввиду того, что испрашиваемые площадки не соответствуют Федеральному закону от 30 марта 1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарным правилам и нормам СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Так же в д.Уптино находятся охранные зоны линий электропередач и газопровода. Земли лесного фонда проходят непосредственно по границам земельных участков, что так же не позволяет соблюсти необходимые расстояния.
От представителя POO по ЗОС Экоконтроль Республики Башкортостан поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 18 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (часть 3 статьи 8 вышеназванного закона).
На основании статьи 7 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом N 131-ФЗ (часть 1).
К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 4, 4.1, 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ (часть 2).
В силу содержания пунктов 1, 3, 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039.
В соответствии с положениями пункта 3 указанных Правил места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
В соответствии с положениями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у сельского поселения в соответствии с действующим законодательством отсутствуют полномочия по обустройству мест (площадок) накопления ТКО, надлежащим ответчиком по делу является Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
Также судом первой инстанции указано на то, что администрацией сельского поселения приняты надлежащие меры по исполнению требований закона, что подтверждается направленным в адрес Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обращением; в иной части административный ответчик не обладает полномочиями по исполнению требований, заявленных POO по ЗОС Экоконтроль Республики Башкортостан.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в Республике Башкортостан вопросы местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям сельских поселений. Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан является ненадлежащим административным ответчиком.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
В обоснование своих возражений на административный иск, административным ответчиком указано, что 30 мая 2022 года администрация сельского поселения обращалась в адрес Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с письмом о согласовании мест (площадок) накопления ТКО на территории д. Уптино Юматовского сельсовета по следующим адресам:
"адрес", рядом с ограждением домов N и N с выходом на проезжую часть дороги;
"адрес" рядом с ограждением домов N и N с выходом на проезжую часть дороги;
"адрес", рядом с ограждением дома N с выходом на проезжую часть дороги.
Письмом от 4 августа 2022 года в согласовании указанных мест (площадок) накопления ТКО на территории д. Уптино муниципальным районом было отказано со ссылкой на то, что предлагаемые к размещению контейнерные площадки находятся в охранных зонах линий электропередач высокого и низкого напряжения, в охранной зоне газопровода низкого давления.
Отклоняя данные доводы, судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что сельским поселением не предложены иные места размещения площадок для накопления ТКО в д. Уптино. Направление администрацией сельского поселения в адрес Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан одного обращения о согласовании мест (площадок) накопления ТКО на территории д. Уптино не свидетельствует о принятии надлежащих мер по исполнению возложенной законом обязанности.
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Административным ответчиком не оспаривалось несоблюдение требований к максимальному удалению контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов.
В этой связи административный иск обоснованно был удовлетворен.
Доводы, изложенные в жалобе о несогласии с вынесенным судебным актом, основаны на неверном толковании норм права, не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого судебного акта, в связи с чем являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации сельского поселения Юматовский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.