Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 3 ноября 2023 года кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 сентября 2023 года по административному делу N 2а-1-361/2023 по административному исковому заявлению Мамедли Ш.М. к призывной комиссии Мелекеского района Ульяновской области, ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" о признании решения призывной комиссий незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
27 января 2012 года Мамедли Ш.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на учет в военном комиссариате города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, ему выдано удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
С 29 октября 2019 года по 2 декабря 2022 года административный истец стоял на учете в военном комиссариате Самарской области по Октябрьскому, Куйбышевскому, Ленинскому и Самарскому районам города Самары.
14 декабря 2022 года Мамедли Ш.М. обратился в военный комиссариат города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области с заявлением о выдаче военного билета по достижении 27-летнего возраста.
27 апреля 2023 года призывной комиссией муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области административный истец признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; зачислен в запас, выдана справка взамен военного билета.
25 мая 2023 года Мамедли Ш.М. обратился в суд с административным иском, просил признать решение призывной комиссией муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области от 27 апреля 2023 года незаконным; обязать призывную комиссию рассмотреть вопрос о принятии решения о его зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации как не подлежащего призыву на военную службу по достижению им возраста 27 лет в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе") и выдаче военного билета.
Решением Мелекесского районного суда Ульяновской области от 16 июня 2023 года административное исковое заявление Мамедли Ш.М. удовлетворено частично, признано незаконным решение призывной комиссии Мелекеского района Ульяновской области от 24 апреля 2023 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 сентября 2023 года решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 16 июня 2023 года отменено в части отказа в удовлетворении административного иска Мамедли Ш.М. о возложении на административных ответчиков обязанности по рассмотрению вопроса о зачислении его в запас и выдаче военного билета, в данной части принято новое решение, которым на призывную комиссию муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о зачислении Мамедли Ш.М. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 28, абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; на ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" возложена обязанность выдать ему военный билет. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что Мамедли Ш.М. 27 ноября 2019 года снят с воинского учета в военном комиссариате города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области в связи с убытием в городе Самару. Вернувшись обратно, административный истец не снялся с воинского учета в комиссариате города Самары, не встал на учет по месту проживания, обратившись в военный комиссариат города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области по достижении возраста им 27 лет. Поскольку административный истец на воинском учете не состоял, сведения о трудоустройстве, изменении образования, места жительства в двухнедельный срок в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не представлял, военный комиссариат в период с 27 ноября 2019 года по 14 декабря 2022 года не имел возможности предпринимать действия по вызову Мамедли Ш.М. на мероприятия, связанные с призывом. При этом 3 июля 2023 года в военный комиссариат города Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области поступило сообщение из военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов города Самары о том, что Мамедли Ш.М. на неоднократные вызовы по повесткам в военный комиссариат не прибывал, в период с 1 октября 2021 года по 5 ноября 2022 года уклонялся от призыва на военную службу. При этом указанный военный комиссариат к участию в деле судом привлечен не был.
От представителя Мамедли Ш.М. - Синева П.Д. поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного федерального закона).
В соответствии с подпунктами 1 и 3 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Согласно пункта 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований.
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 названной статьи).
Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (Приложение N1), утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, также содержит предписание, согласно которому оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками по форме, приведенной в приложении N 30 к этой инструкции, в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, учет и регистрация которых осуществляются по книге учета вызова граждан, не пребывающих в запасе, в военный комиссариат и выдачи им повесток, а также возлагает обязанность вручить повестку, в том числе на работников военного комиссариата, как правило, не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (пункт 34).
Статья 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4 статьи 23, статьи 24 названного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
В силу пункта 34 данного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2, подпунктом "в" пунктом 3, пунктом 4 статьи 23 и статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии, призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).
Таким образом, законом именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному извещению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Разрешая административный спор, судебные инстанции исходили из того, что Мамедли Ш.М. с 1 сентября 2013 года проходил обучение в ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России (Самарском государственном медицинском университете), в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации до 2019 года.
С 2 сентября 2019 года административный истец зачислен на учебу в клиническую ординатуру на кафедру хирургии ИПО ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России. На основании подпунктаб пункта2 статьи24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ему была предоставлена отсрочка в связи с обучением в ординатуре до 2021 года.
Приказом образовательного учреждения от 2 августа 2021 года N 146-д административный истец отчислен из клинической ординатуры с 1 сентября 2021 года в связи с окончанием срока обучения.
С 29 октября 2019 года Мамедли Ш.М. встал на воинский учет по месту пребывания в военный комиссариат Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов города Самара Самарской области. В адрес военного комиссара Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов города Самары, учебным заведением выслана справка исх.N 115 от 7 сентября 2020 года.
Таким образом, до 1 сентября 2021 года Мамедли Ш.М. имел отсрочку от призыва на военную службу.
С момента окончания отсрочки до 5 ноября 2022 года военным комиссариатом по месту учета призывника не предпринимались действия по вызову Мамедли Ш.М. в военный комиссариат на призывные мероприятия.
Согласно паспорта административного истца он имеет постоянную регистрацию с 2016 года по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, с.Тиинск, ул.Пролетарская, 21.
Отметка о месте жительства административного истца в период обучения в городе Самаре имеется в учетной карте призывника.
При этом извещения о вызове в военный комиссариат Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов города Самары на мероприятия призыва для прохождения медицинского освидетельствования на 6 октября 2021 года материалы дела не содержат, то есть отсутствуют доказательства принятия военным комиссариатом решений о призыве административного истца на военную службу, осуществления как мероприятий, связанных с его призывом на военную службу в период возможного призыва на военную службу с октября 2021 года по ноябрь 2022 года, так и подтверждающих вручение административному истцу под расписку повесток о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в указанный период.
Несмотря на то, что Мамедли Ш.М. имеет постоянную регистрацию по месту жительства, также обучался и проживал в городе Самаре, повестки о явке на призывные мероприятия ему не направлялись и не вручались. В личном деле призывника такие доказательства отсутствуют.
Сведений о привлечении к ответственности призывника в соответствии с законодательством Российской Федерации за неявку без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
осуществлять розыск и при наличии законных оснований задерживать граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, лиц, самовольно оставивших воинскую часть либо место прохождения военной службы, если в отношении указанных граждан осуществляется уголовное преследование, а в случае возбуждения дел об административных правонарушениях о неисполнении гражданами обязанностей по воинскому учету, в том числе по получению повестки, или об уклонении граждан от медицинского освидетельствования либо медицинского обследования при обращении должностных лиц военных комиссариатов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, доставлять граждан, совершивших указанные правонарушения, в служебные помещения органов внутренних дел (полиции) или помещения органов местного самоуправления сельского поселения и применять иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.
Пунктами 3, 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказами Министра обороны Российской Федерации N 366, МВД Российской Федерации N 789, ФМС Российской Федерации N 197 от 10 сентября 2007 года, предусмотрено, что военные комиссары районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований (далее именуются - военные комиссары) и начальники отделов (управлений) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации (далее именуются - горрайорганы внутренних дел) организуют взаимодействие военных комиссариатов районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований (далее именуются - военные комиссариаты) и горрайорганов внутренних дел по розыску граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и обеспечению мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу.
Военные комиссары составляют ежегодно (до 15 января) и направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списки граждан:
уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года;
которым повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не представилось возможным вручить в установленном порядке;
не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, и выявленных в ходе совместных мероприятий.
Между тем материалы дела не содержат сведений о таком взаимодействии при осуществлении призывных мероприятий в отношении Мамедли Ш.М.
Таким образом, доказательств уклонения административного истца от исполнения обязанности по явке в военный комиссариат на призывные мероприятия не имеется. В этой связи суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суда апелляционной инстанции, уточнив способ восстановления нарушенного права, что административный иск подлежит удовлетворению.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что судом необоснованно не привлечен к участию в деле военный комиссариат Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов города Самары не может быть служить основанием для отмены судебных актов, поскольку административным истцом требований к данному органу не заявлено. Необходимые доказательства, которые содержатся в личном деле призывника, а также справочные данные из данного военкомата были предметом оценки суда, им дана соответствующая оценка.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.