Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 ноября 2023 года кассационную жалобу Мухаметзянова Э.М. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2023 года по административному делу N 2а-3305/2023 по административному исковому заявлению Мухаметзянова Э.М. к участковому уполномоченному отдела полиции N 14 "Дербышки" УМВД России по городу Казани Алимовой И.Н, инспектору по надзору отдела полиции N 14 "Дербышки" УМВД России по городу Казани Рачковой Л.Р, начальнику отдела полиции N 14 "Дербышки" УМВД России по городу Казани Ибрагимову Р.Р, УМВД России по городу Казани, МВД по Республике Татарстан о признании действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 августа 2022 года в отношении Мухаметзянова Э.М. установлен административный надзор с рядом административных ограничений, в связи с чем поставлен на учет в отделе полиции по месту своего проживания.
30 декабря 2022 года Мухаметзянов Э.М. обратился с заявлением на имя начальника отдела полиции N 14, в котором просил провести служебную проверку в отношении инспектора Алимовой И.Н. по установлению факта неправомерных действий, сообщении ему о принятых мерах, обеспечении безопасности его и его соседей от незаконных действий инспектора Алимовой И.Н.
31 декабря 2022 года направлено дополнение к указанному заявлению, в котором Мухаметзянов Э.М. просил провести служебную проверку в отношении инспектора Рачковой Л.Р. по факту неправомерных действий, по результатам проверки привлечь виновных к ответственности, сообщить ему о принятых мерах, разъяснить порядок обжалования, обеспечить безопасность его и его соседей от незаконных действий инспектора Рачковой Л.Р.
В ответе от 18 января 2023 года N 60-14/644 начальником отдела полиции N 14 Ибрагимовым Р.Р. сообщено, что по обращению административного истца проведена проверка, которой установлено отсутствие нарушений действующего законодательства со стороны сотрудников отдела полиции N 14, принято решение о приобщении сообщения о происшествии и материалов проверки к материалам специального номенклатурного дела.
27 февраля 2023 года Мухаметзянов Э.М. обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что в ответе начальника отдела полиции N 14 Ибрагимова Р.Р. не указано, какими фактами, доводами и доказательствами данный ответ подтверждается. Ответ не соответствует требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Мухаметзянов Э.М. просил признать незаконными действия инспектора Алимовой И.Н, инспектора по надзору Рачковой Л.Р, нарушивших положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 3, части 1 статьи 5, части 3 статьи 5, части 6 статьи 5, части 3 статьи 6, части 4 статьи 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон N 3-ФЗ), а также нарушившими его права, предусмотренные положениями части 2 статьи 21, части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации; признать в действиях начальника отдела полиции N 14 Ибрагимова Р.Р. нарушение его прав, предусмотренных положениями статьи 5, пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ; направить материалы дела с определением суда в следственное управление Следственного комитета России по Республике Татарстан для проведения проверки по указанным обстоятельствам, изложенным в административном исковом заявлении, и принятия мер в порядке статей 144, 145 Уголовного-процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 мая 2023 года административные исковые требования Мухаметзянова Э.М. удовлетворены частично, признан незаконным ответ от 18 января 2023 года N 60-14/644 за подписью начальника отдела полиции N 14 "Дербышки" УМВД России по городу Казани Ибрагимова Р.Р. на обращение Мухаметзянова Э.М. от 30 декабря 2022 года и дополнение от 31 декабря 2022 года, зарегистрированных в книге учета сообщений о происшествиях за N 14191 от 30 декабря 2022 года, как не соответствующего требованиям пункта 3 статьи 5 и пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ; на начальника отдела полиции N 14 "Дербышки" УМВД России по городу Казани Ибрагимова Р.Р. возложена обязанность повторно рассмотреть обращение Мухаметзянова Э.М. от 30 декабря 2022 года и дополнение к нему от 31 декабря 2022 года, зарегистрированные в книге учета сообщений о происшествиях за N 14191 от 30 декабря 2022 года с учетом настоящего решения суда в течение одного месяца с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2023 года решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 мая 2023 года в части удовлетворения требований Мухаметзянова Э.М. отменено, в этой части постановлено новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 мая 2023 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Мухаметзянов Э.М. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что ответ начальника Ибрагимова Р.Р. от 18 января 2023 года N 60-14/644, который дан на заявление от 30 декабря 2022 года не отвечает требованиям Закона N 59-ФЗ, поскольку Ибрагимов Р.Р. не расписал предмет самой жалобы, какими доказательствами или фактами опровергаются доводы административного истца, указанные в жалобе, а также в отношении кого проводилась проверка, не указан порядок обжалования. Считает, что из такого ответа не ясно, на какую жалобу дан ответ. Ссылается на то, что неоднократно заявлял ходатайство о допросе свидетеля Рачковой Л.Р, однако суды обеих инстанции в удовлетворении данного ходатайства отказывали, чем нарушили его процессуальные права предоставлять доказательства для обоснования своей позиции.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно пункту 26 статьи 12 Закона N 3-ФЗ на полицию возлагается обязанность осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.
Согласно статье 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свобод" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 2 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Приказом МВД России от 8 июля 2011 года N 818 утвержден Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (далее - Порядок).
В частности, согласно пунктам 3, 4 Порядка административный надзор осуществляется территориальными органами МВД России путем систематического наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами по месту жительства, пребывания или фактического нахождения установленных судом административных ограничений и выполнением ими предусмотренных Законом N 64-ФЗ обязанностей.
Из положений статьи 10 Закона N 59-ФЗ следует, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ определено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи
Сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации в системе МВД России в соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений граждан определены Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707 (далее - Инструкция N 707).
Сотрудник органа внутренних дел, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина; принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции (пункты 8.1 - 8.3 Инструкции N 707).
Приказом МВД России от 29 августа 2014 года N 736 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - Инструкция N 736).
Согласно подпунктам 2.1.1, 2.1.2. пункта 2 Инструкции N 736 в территориальных органах МВД России осуществляются прием, регистрация и разрешение заявлений о преступлении - письменное заявление о преступлении, подписанное заявителем, об административном правонарушении - письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно подпункту 2.2.2 пункта 2 указанной Инструкции приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД России подлежат заявления об административном правонарушении - сообщение, изложенное в устной форме, письменное заявление, в котором содержатся сведения, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно пункту 62 Инструкции N 736 заявления и сообщения о происшествиях рассматриваются в срок, определенный руководителем (начальником) территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) или лицом, его замещающим, с учетом требований части 3 статьи 8 и статьи 12 Закона N 59-ФЗ.
О результатах рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии, когда данные, указывающие на признаки преступления, событие административного правонарушения, не обнаружены, сотрудником органов внутренних дел, осуществляющим рассмотрение заявления (сообщения) о происшествии, либо иным сотрудником, назначенным должностным лицом, указанным в пункте 62 данной Инструкции, составляется рапорт на имя этого должностного лица, которым в течение суток принимается решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу, прилагаемому к книге учета сообщений о преступлениях (пункт 65 Инструкции N 736).
Принятые в дежурной части непосредственно от заявителя или лица, представляющего его интересы, письменные обращения, не содержащие заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, с поручением руководителя (начальника) территориального органа МВД России (управления, отдела, отделения, пункта полиции, линейного отдела, линейного отделения, линейного пункта полиции) или лицом, его замещающего, передаются в подразделение делопроизводства для регистрации, учета и рассмотрения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан. В графе 9 книги учета сообщений о преступлениях делается отметка о дате и номере регистрации обращения в подразделении делопроизводства (пункт 67 Инструкции N 736).
Порядок проведения служебных проверок в органах внутренних дел урегулирован Приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными действий инспекторов отдела полиции N 14 Алимовой И.Н. и Рачковой Л.Р, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что в действиях вышеуказанных должностных лиц не усматривается нарушение прав административного истца, предусмотренных положениями части 2 статьи 21, части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации, положениями части 1 статьи 1, части 1 статьи 3, части 1 статьи 5, части 3 статьи 5, части 6 статьи 5, части 3 статьи 6, части 4 статьи 6 Закона N 3-ФЗ; какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушены; составленный инспектором Алимовой И.Н. рапорт отражал совершенные ею действия (выход по предполагаемому месту проживания административного истца) и факты, установленные при совершении данных действий (отсутствие административного истца в жилом помещении на момент осуществления выхода); факт проживания Мухаметзянова Э.М. в жилом помещении был подтвержден иным образом (путем получения сообщения от собственника жилого помещения), в результате чего дело об административном надзоре в отношении Мухаметзянова Э.М. было передано для дальнейшего осуществления надзора в отдел полиции N 14.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части признания действий начальника отдела полиции N14 Ибрагимова Р.Р. незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что заявления административного истца обоснованно были объединены при их рассмотрении в соответствии с пунктом 48 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, между тем, при даче ответа на заявления административному истцу не было доведено о факте такого объединения его заявлений и что ответом от 18 января 2023 года дается ответ в том числе и на заявление от 31 декабря 2022 года; при даче ответа на заявления были допущены нарушения пункта 3 статьи 5 и пункта 4 части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ, поскольку оспариваемый ответ не содержит сведений о рассмотрении по существу всех требований административного истца; административный истец просил провести в отношении должностных лиц отдела полиции служебную проверку; согласно ответу, была проведена обычная проверка; сведений, почему в отношении должностных лиц, указанных в заявлении административного истца, не была проведена служебная проверка, оспариваемый ответ не содержит; в оспариваемом ответе не указаны результаты проведенной проверки, а также мотивированные доводы, почему не было выявлено нарушений действующего законодательства со стороны должностных лиц отдела полиции; в оспариваемом ответе не указаны выводы по обращению административного истца в части его требований о разъяснении порядка обжалования и обеспечения безопасности.
С данным выводом суд апелляционной инстанции не согласился ввиду того, что права административного истца, его законные интересы не нарушены и не ущемлены, поскольку по обращениям проведены проверки, отобраны рапорта должностных лиц, объяснения, уведомления с указанием на отсутствие события противоправных действий направлены заявителю. Несогласие Мухаметзянова Э.М. с результатами рассмотрения его обращения не является основанием для признания решений должностных лиц незаконными, поскольку обращение рассмотрено по существу, проведена проверка, в установленный законом срок подготовлен и направлен заявителю полный ответ по доводам, изложенным в обращении.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы, изложенные в жалобе о несогласии с вынесенными судебными актами, основаны на неверном толковании норм права, не содержат правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов, в связи с чем являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 2 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мухаметзянова Э.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.