Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 21 ноября 2023 года кассационную жалобу Капалыгиной Н.Л. на решение Ленинского районного суда города Самары от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 29 июня 2023 года по административному делу N 2а-709/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области к Капалыгиной Н.Л. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Капалыгина Н.Л. является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в ее собственности в 2017 - 2020 годы объектов недвижимости, в том числе нежилого помещения с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес".
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления об уплате налога на имущество физических лиц:
N 55449146 от 29 августа 2018 года за 2017 год;
N 42310225 от 25 июля 2019 года за 2018 год;
N 55905575 от 1 сентября 2020 года за 2019 год;
N 42449855 от 1 сентября 2021 года за 2020 год, в которое включено нежилое помещение с кадастровым номером N, при исчислении налога применена налоговая ставка 2 процента от кадастровой стоимости (3 405 769 руб.), размер налога составил 68 115 руб.
Поскольку административным ответчиком в установленный в налоговом уведомлении срок налоги не уплачены, налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены требования:
N 70053 по состоянию на 20 декабря 2021 года об уплате пени в размере 14 334, 76 руб, установлен срок исполнения до 14 февраля 2022 года;
N 66387 по состоянию на 22 декабря 2020 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 964 руб. и пени в размере 2, 73 руб, установлен срок исполнения до 25 января 2021 года;
N 64287 по состоянию на 15 декабря 2021 года об уплате налога на имущество физических лиц в размере 69 176 руб. и пени в размере 224, 82 руб, установлен срок исполнения до 8 февраля 2022 года.
По заявлению Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области
5 апреля 2022 года мировым судьей судебного участка N 28 вынесен приказ N 2а-624/2022 о взыскании с Капалыгиной Н.Л, в том числе недоимку по налогу на имущество физических лиц за период с 2017 - 2020 годы.
14 июля 2022 года судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
2 декабря 2022 года Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области обратилась в суд с административным иском, просила взыскать с Капалыгиной Н.Л. (ОКТМО 36701335) налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 964 руб, налог за 2020 год - 1 061 руб, пени за 2018 год - 12, 97 руб, пени за 2019 год - 68, 20 руб, пени за 2020 год - 1, 32 руб.; (ОКТМО 36701340)налог на имущество физических лиц налог за 2020 год - 68 115 руб, пени за 2017 год - 741, 09 руб, пени за 2018 год - 7 948, 15 руб, пени за 2019 год - 4 693, 68 руб, пени за 2020 год в размере 306, 52 руб.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 10 марта 2023 года административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области к Капалыгиной Н.Л. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени удовлетворено частично, с Капалыгиной Н.Л. взыскана недоимка:
(ОКТМО 36701335)
налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 964 руб, налог за 2020 год - 1 061 руб, пени за 2019 год - 68, 20 руб, пени за 2020 г. - 1, 32 руб.;
(ОКТМО 36701340)
налог на имущество физических лиц за 2020 год - 68 115 руб, пени за 2019 год - 4 693, 68 руб, пени за 2020 год в размере 306, 52 руб.;
государственная пошлина в размере 2 456, 40 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 29 июня 2023 года решение Ленинского районного суда города Самары от 10 марта 2023 года отменено, постановлено новое решение, которым с Капалыгиной Н.Л. взыскана недоимка:
(ОКТМО 36701335)
налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 964 руб, налог на имущество физических лиц за 2020 год - 1 061 руб, пени за 2019 год - 68, 20 руб, пени за 2020 год -1, 32 руб.;
(ОКТМО 36701340) налог на имущество физических лиц за 2020 год - 68 115 руб, пени за 2020 год в размере 306, 52 руб.; взыскана государственная пошлина в размере 2 315 руб.
В остальной части административных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части взыскания налога на имущество физических лиц за 2020 год и пени, Капалыгина Н.Л. в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что налоговая ставка в размере 2 процента от кадастровой стоимости для имущества, кадастровая стоимость которого ниже 300 000 000 руб, для физических лиц не применяется. В данном случае кадастровая стоимость помещения, расположенного по адресу: "адрес", составляет 3 405 769 руб, что значительно ниже 300 000 000 руб, что исключает применение ставки в размере 2 процента от кадастровой стоимости. Ссылается на подпункт 3 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в данном случае должна применяться ставка в размерах, не превышающих 0, 5 процента. Также указывает на необоснованное начисление пени, начисленные по налоговому периоду за 2020 год, которые начислены на неправильную сумму налога.
Таким образом, оспаривается налог на имущество физических лиц за 2020 год - 68 115 руб, пени за 2020 год в размере 306, 52 руб.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьи 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признают физических лиц, обладающих правом собственности на:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что требования Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области о взыскании с Капалыгиной Н.Л. (ОКТМО 36701335) налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 964 руб, налога за 2020 год - 1 061 руб, пени за 2019 год - 68, 20 руб, пени за 2020 год - 1, 32 руб.; (ОКТМО 36701340) налога на имущество физических лиц за 2020 год - 68 115 руб, пени за 2019 год - 4 693, 68 руб, пени за 2020 год в размере 306, 52 руб. являются обоснованными, подлежат удовлетворению. При этом требования о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 12, 97 руб, а также по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год - 741, 09 руб, пени за 2018 год - 7 948, 15 руб. не подлежат удовлетворению, так как на основании решения Ленинского районного суда города Самара от 10 января 2023 года по административному делу N 2а-171/2023 Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области отказано во взыскании с Капалыгиной Н.Л. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 - 2018 годы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о взыскании с Капалыгиной Н.Л. налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 964 руб, налога за 2020 год - 1 061 руб, пени за 2019 год - 68, 20 руб, пени за 2020 год - 1, 32 руб.; налога на имущество физических лиц за 2020 год - 68 115 руб, пени за 2020 год в размере 306, 52 руб. и об отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 12, 97 руб, а также по пени по налогу на имущество физических пени за 2017 год - 741, 09 руб, пени за 2018 год - 7 948, 15 руб.
При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с административного истца пени за 2019 год в размере 4 693, 68 руб.
Доводы кассационной жалобы сводятся лишь к необоснованности применения ставки 2 процента в отношении помещения, расположенного по адресу: "адрес". Другие доводы не приводятся.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" указано, что суд кассационной инстанции рассматривает кассационные жалобу, представление в пределах указанных в них доводов.
Применение налоговым органом ставки 2 процента от кадастровой стоимости в отношении помещения, расположенного по адресу: "адрес", с чем согласились судебные инстанции, является правильным.
Подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В пункте 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель указал, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные органы городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительный орган федеральной территории "Сириус") определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов руб.
Подпунктами 1, 2 пункта 2 решения Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014 года N 482 "О налоге на имущество физических лиц" установлена ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2019 году и последующие годы в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Судебными инстанциями обоснованно принято во внимание, что приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201 объект недвижимости с кадастровым номером N включен в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.
Довод кассационной жалобы о том, что кадастровая стоимость объекта налогообложения менее 300 миллионов руб, следовательно, налоговым органом неверно применена ставка 2 процента от кадастровой стоимости объекта недвижимости за 2020 год и, соответственно, неверно исчислены пени, несостоятелен, основан на неправильном толковании норм материального закона.
По смыслу приведенных выше положений подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельным основанием для установления налоговой ставки в размере 2 процентов от кадастровой стоимости для объекта объектов налогообложения является включение его в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса. В данном случае минимальная кадастровая стоимость объекта недвижимости 300 миллионов руб. является иным самостоятельным основанием для применения налоговой ставки в размере 2 процентов от кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 29 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Капалыгиной Н.Л. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.