Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Висаловой Е.П.
на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.08.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Висаловой Е.П. к Управлению по вопросам миграции министерства внутренних дел по Республике Дагестан о признании незаконным решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Висалова Е.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан о признании незаконным решения от 06.02.2023 N 11/9/3172 об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца и возложении обязанности продлить ей такой статус.
Заявленные требования мотивированы тем, что Висалова Е.П. является вынужденным переселенцем, что подтверждается удостоверением вынужденного переселенца от 25.10.1994 N, в последующем статус вынужденного переселенца Висаловой Е. П. продлевался до 19.10.2001. В связи с необходимостью она обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца. Решением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан от 06.02.2023 N 11/9/3172 в продлении статуса отказано, поскольку ей была выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество на основании решения Временной комиссии при Правительстве Республики Дагестан в соответствии с "Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденным Правительством Российской Федерации от 30.04.1997 N 510 (далее - Порядок N 510), в связи с чем со ссылкой на статью 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в продлении статуса отказано. Она полагает, что компенсации выплачена в меньшем, чем полагается размере, в связи с чем, поскольку выплачена в 2004 г. в ценах 1997 г, следовательно статус вынужденного переселенца она не утратила.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18.04.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.08.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, настаивает на обоснованности заявленных требований по приведенным в них доводам. Просит принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27.10.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствии.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и оспариваемые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем установлен статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в соответствии с которой решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства (пункт 2 статьи 5 Закона), лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение (пункт 3 статьи 5 Закона).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 5 названного Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии предусмотренных пунктом 5 оснований.
согласно части 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 01.01.2023;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16.10.2010;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 25.10.1994 Висаловой Е.П. выдано удостоверение вынужденного переселенца N N, в дальнейшем статус вынужденного переселенца продлевался сроком до 19.10.2021.
24.01.2023 Висалова Е.П. обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев.
Письмом Управления по вопросам миграции МВД по Республике Дагестан от 06.02.2023 N 11/9/3172 Висаловой Е.П. сообщено, что решением Временной комиссии при Правительстве Республики Дагестан в соответствии с "Порядком выплаты компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно", утвержденным Правительством Российской Федерации от 30.04.1997 N 510, ей была выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в размере 137 000 рублей. Таким образом, принимая во внимание выплаты ей денежной компенсации за утраченное жилье, а также не обращения ранее в установленном порядке по вопросу продления статуса вынужденного переселенца (с 2005), вопрос продления ей в настоящее время данного статуса рассмотрению не подлежит.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно принимая во внимание фактические обстоятельства дела, а также нормы материального права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, основания прекращения статуса вынужденного переселенца административным истцом в виду получения им соответствующей компенсации, - пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований, поскольку со стороны административного ответчика незаконность в принимаемом решении, нарушающая при этом законные права и интересы административного истца отсутствовала.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами судебных инстанций отсутствуют, поскольку административный истец утратила статус вынужденного переселенца в виду получения компенсации, ею был реализован один из видов социальных гарантий в денежном выражении, не позволяющих в дальнейшем претендовать на право продолжать иметь статус вынужденного переселенца, что предусмотрено Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права, несогласие с размером полученной в 2004 г. компенсации не влечет для административного истца оснований для возобновления статуса в настоящее время.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности представленных и исследованных доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судами все юридически значимые обстоятельства установлены, судебные решения соответствуют предъявляемым к ним требованиям, оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18.04.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 08.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Висаловой Е.П. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.