Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Старкова В.В. Ишковой А.А.
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14.02.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30.05.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Старкова В.В. к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Старков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выраженном в непредоставлении административному истцу земельного участка для жилищного строительства в границах муниципального образования г. Ставрополь.; просил возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя обязанность согласовать предоставление Старкову В.В. земельного участка, расположенного в г. Ставрополе в квартале N, обозначенного на схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории N
Заявленные требования мотивированы тем, что он состоит на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в собственность бесплатно. С момента постановки на учет до настоящего времени прошло более 13 лет, однако земельный участок истцу до сих пор не предоставлен. Письмом от 19.10.2022 комитета ему сообщено, что предоставление земельных участков осуществляется при наличии свободных земельных участков, в связи с чем он обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении свободного от прав третьих лиц земельного участка с кадастровым номером N г. Ставрополя для индивидуального жилищного строительства, который является свободным от прав третьих лиц и находится в зоне предназначенной для строительства индивидуальных жилых домов. Ответ до настоящего времени получен не был, что и послужило поводом для обращения истца в суд.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14.02.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30.05.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец в лице представителя обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых без учета его конституционного права на реализацию принадлежащих льгот. Просит принять новое решение об удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30.10.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении кассационной жалобы в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Старков В.В. участвовал в боевых действиях, имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", с 19.02.2009 состоит на учете в общем списке граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно.
Письмом КУМИ г. Ставрополя N 08/15-11166 от 19.10.2022 ему разъяснено, что по состоянию на 18.10.2022 по общему списку граждан, имеющих право на получение земельного участка бесплатно, Старков В.В. стоит под номером 219.
В декабре 2022 года Старков В.В. обратился к КУМИ г. Ставрополя с заявлением о предоставлении свободного от прав третьих лиц земельного участка с кадастровым номером N г. Ставрополя для индивидуального жилищного строительства.
Письмом КУМИ г. Ставрополя N 08/15-14647 от 29.12.2022 Старкову В.В. разъяснено его право обратиться в МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" (подуслуга "Предварительное согласование предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства") для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое будет рассмотрено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также разъяснено следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона N 36-кз органом учета, которым является КУМИ г. Ставрополя, ведется единый учет граждан независимо от оснований постановки на такой учет: ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, многодетных семей и иных категорий граждан.
Действующим законодательством внеочередной порядок предоставления бесплатно в собственность земельных участков ветеранам боевых действий не предусмотрен.
Предоставление земельных участков без проведения торгов, в том случае, когда земельный участок необходимо образовать, осуществляется в соответствии со статьями 39.14, 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации путем предварительного согласования предоставления земельного участка с утверждением схемы, подготовленной в соответствии с требованиями приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 19.04.2022 N П/0148. При этом, в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.09.2020 N П/0321 (далее - Приказ N П/0321) утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов. Согласно пункту 17 Приказа N П/0321, при предоставлении земельного участка на основании подпункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо предоставить документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка, установленные законодательством Российской Федерации и выписку из ЕГРП об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении Старкова В.В. в КУМИ г. Ставрополя с заявлением о предоставлении о свободного от прав третьих лиц земельного участка с кадастровым номером N г. Ставрополя для индивидуального жилищного строительства, вышеуказанные документы предоставлены не были.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Так, в силу пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 14 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно.
Так, в силу пункта 2 статьи 14 указанного Закона Ставропольского края предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет, следующим лицам из числа ветеранов боевых действий:
а) военнослужащим, уволенным в запас (отставку);
б) иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию.
В соответствии со ст. 15 указанного Закона Ставропольского края ведется единый учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно - независимо от оснований постановки их на такой учет.
Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не содержит меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного внеочередного предоставления земельных участков для жилищного строительства. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ исключена из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона "О ветеранах") такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу, что наличие у истца права на бесплатное получение земельного участка в размере, определяемом законодательством, для жилищного строительства само по себе не означает обязанность органа местного самоуправления представить его без соблюдения соответствующей процедуры, с преимуществом в реализации льгот перед другими гражданами этой же категории, состоящими на учете граждан, имеющих право на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами судов отсутствуют, поскольку, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены верно, выводы судов основаны на фактических обстоятельствах спора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Тогда как административный истец, обращаясь к административному ответчику, данную процедуру не прошел, при этом оспариваемый отказ отказом в том смысле, который ему признается для признания его незаконным в силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является.
Как правильно отметили суды, требования административного истца влечет внеочередное предоставление земельного участка лицу, состоящему в очереди, с явным нарушением установленного региональным законом порядка, нарушает права иных лиц, льготной категории граждан, состоящих в очереди.
По итогам рассмотрения дела и оценки доводов кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка юридически значимым обстоятельствам дела, исходя из предмета спора, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку суда по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права. На основании изложенного, судом кассационной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14.02.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 30.05.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Старкова В.В. Ишковой А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф.Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.