Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Юлдашева Р.Х., судей Белоусовой Ю.К., Фахретдиновой Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Хугаевой З.А. Хугаева К.Д.
на решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 24.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания к Хугаевой З.А. о взыскании недоимки по налогам.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - УФНС по РСО-Алания) в порядке правопримства, обратилась в суд с административным иском о взыскании с Хугаевой З.А. задолженности по уплате налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в размере 122 980 руб, полученных в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в 2018 г, а также исчисленные к нему пени в размере 500, 11 руб. Заявленные требования мотивированы неисполнением обязанности по уплате НДФЛ от доходов, полученных в 2018 г. в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, неисполнение добровольной обязанности по его уплате, несмотря на направленные в адрес налогоплательщика уведомление и требование о его уплате.
Решением Советского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от 24.05.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РСО-Алания от 30.08.2023, заявленные требования удовлетворены, с административного ответчика также взыскана государственная пошлина.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный ответчик в лице представителя обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку судами рассмотрении дела не были учтены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, оставлены без внимания юридически значимые обстоятельства о которых заявлялось ответчиком судам при рассмотрении дела, в частности о том, что в результате ДТП Хугаевой З.А. составил 948 382 руб, при рассмотрении гражданских дел полученный ею доход составил 343 258, 83 руб, из которых НДФЛ составляет 44 623 руб, тогда как данные обстоятельства оценку у судов не получили.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 07.11.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено исчисление и уплата НДФЛ физическими лицами:
1) исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;
2) исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой;
3) налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;
4) получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;
5) получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, - исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей;
6) получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
7) получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению;
8) получающие доходы в виде денежного эквивалента недвижимого имущества и (или) ценных бумаг, переданных на пополнение целевого капитала некоммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 52 статьи 217 настоящего Кодекса;
9) иностранные граждане, лица без гражданства, состоящие на учете в соответствии с пунктом 7.4 статьи 83 настоящего Кодекса, получающие доходы от организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся источниками выплаты доходов таким физическим лицам - иностранным гражданам, лицам без гражданства, при получении которых не был удержан налог указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) и сведения о которых представлены указанными организациями (индивидуальными предпринимателями) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;
10) представившие в налоговый орган уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли, - в части исчисления и уплаты соответствующей суммы налога.
Пунктом 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 228).
Пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрена уплата налога в соответствии с настоящей статьей на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, для которых выполнено хотя бы одно из следующих условий:
сведения о доходах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде, представлены банками и (или) государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226, пунктом 14 статьи 226.1 и пунктом 9 статьи 226.2 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса;
общая сумма налога, исчисленная налоговым органом в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса, превышает совокупность суммы налога, исчисленной налоговыми агентами, суммы налога, исчисленной налогоплательщиками исходя из налоговой декларации, в отношении доходов налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду, и суммы налога, исчисленной налоговым органом с доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и исчисленные в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени в его отношении (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть направлено через личный кабинет налогоплательщика, либо по почте заказным письмом, в таком считаются полученными по истечении шести дней с даты его направления (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговое уведомление и требование направляются физическому лицу по месту пребывания, адрес которого предоставляется налоговому органу органами, осуществляющими регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), сообщая о фактах регистрации физического лица.
При неисполнении налоговой обязанности налоговый орган применяет меры по его взысканию в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, путем обращения в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу налоговым органом в адрес административного ответчика, как налогоплательщика налога НДФЛ, по представленным ПАО СК "Росгосстрах" на сумму 71 500 руб. (код дохода 2301) и САО "Надежда" на сумму 51 480 руб. (код дохода 2301) исчисленной суммы налога с полученного в 2018 г. дохода, не удержанного данными юридическими лицами, как агентами, сформировано и направлено налоговое уведомление N 1963954 от 28.06.2019 об уплате налогов с полученного дохода по ставке 13 % в общем размере 122 980 руб.
Налоговое уведомление направлено в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом.
В виду неисполнения данной обязанности в адрес Хугаевой З.А. сформировано по состоянию на 22.12.2019 требование об уплате налогов N 201805 об уплате НДФЛ за 2018 г. в размере 1222 980 руб. и исчисленных в связи с неуплатой пеней в размере 500, 11 руб. Требованием предложено уплатить недоимку в срок до 30.01.2020, требование направлено в адрес административного ответчика по почте заказным письмом.
В виду неисполнения указанной обязанности после истечения установленных в требовании сроков, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании спорных сумм, которое было удовлетворено, мировым судьёй 17.06.2020 вынесен судебный приказ, отменённый определением мирового судьи 06.10.2020 в связи с поступлением возражений от должника.
Отмена судебного приказа послужила основанием для обращения налогового органа в суд с рассматриваемыми требованиями 01.04.2021.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Такие юридически значимые обстоятельства судами установлены, доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
Из материалов дела следует, что налоговым органом принимались надлежащие меры по взысканию задолженности по НДФЛ при наличии оснований представленных страховой компанией сведений, и в установленной налоговым законодательством порядке. Процедура формирования и направления уведомления и требования, принудительного взыскания недоимки, а также сроки обращения с заявлением к мировому судье в суд после отмены судебного приказа, налоговым органом соблюдены.
Код дохода 2301 предусматривается получение дохода в виде суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", который по сведения страховой компанией был получен административным ответчиком в 2019 г.
Тогда как административный ответчик, отрицая данное обстоятельство, доказательств обратного не представил, при этом налоговым органом совокупность доказательств, подтверждающая получение данного дохода, исчисление из него НДФЛ и предъявление его к уплате налогоплательщику представлены.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу, что у судов первой и апелляционной инстанций имелись предусмотренные законом основания для удовлетворения требований налогового органа. Доказательств отсутствия полученного дохода в 2018 г. и задолженности по уплате НДФЛ за него в заявленном в иске размере за 2018 г, доказательства его уплаты, административным ответчиком судебным инстанциям не представлено, тогда как в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Доводы кассационной жалобы о полученном доходе в меньшем размере опровергаются представленными доказательствами, соответствующих критериям допустимости и достоверности, получивших надлежащую мотивированную оценку судами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу о законности и обоснованности обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом. При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 24.05.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Хугаевой З.А. Хугаева К.Д. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27.12.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.