Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу кассационную жалобу Шихалева Ф.М. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г.
по административному делу по административному иску Шихалева Ф.М. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района "Дербентский район" о признании незаконным отказа от 5 мая 2023 г. N 2737 и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шихалиев Ф.М. обратился в суд с административным иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района "Дербентский район" о признании незаконным отказа от 5 мая 2023 г. N 2737 и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером N для размещения объекта придорожного сервиса.
В обоснование требований указано, что на основании заявления Шихалиева Ф.М. принято распоряжение Администрации муниципального района "Дербентский район" от 8 июля 2023 г..N 355, которым образован земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером N площадью 2934 кв.м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, Дербентский район, с. Джемикент, в кадастровом квартале N с видом разрешенного использования "Объекты придорожного сервиса" (код по Классификатору: 4.9.1) в территориальной зоне П-Р - зона промышленных объектов. Административным истцом заказан межевой план земельного участка для постановки на кадастровый учет на основании указанного распоряжения, по результатам чего земельному участку присвоен кадастровый N. Шихалиев Ф.М. 2 мая 2023 г..обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района "Дербентский район" с заявлением о выделении в собственность сформированного земельного участка для размещения объекта придорожного сервиса, на указанное обращение истцом получен ответ от 5 мая 2023 г..N 2737 об отказе в предоставлении земельного участка в связи с неуказанием основания предоставления земельного участка и отсутствием указанного в приложении межевого плана земельного участка, одновременно приведены основания о необходимости организовать и провести аукцион для определения победителя с целью выделения земельного участка в собственность или заключения договора аренды в соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом в ответе описывается порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в соответствии со статей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Шихалиев Ф.М. полагал указанные действия по отказу незаконными и нарушающими его права и законные интересы.
Решением Дербентского районного суда Республики Дагестан от 9 июня 2023 г. административный иск Шихалиева Ф.М. удовлетворен частично, отказ от 5 мая 2023 г. N 2737 признан незаконным с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N для размещения объекта придорожного сервиса.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г. решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от 9 июня 2023 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе Шихалиева Ф.М, поданной 2 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 10 ноября 2023 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г, как не соответствующего нормам материального и процессуального права, оставлении в силе решения Дербентского районного суда Республики Дагестан от 9 июня 2023 г.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, Управлением земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района "Дербентский район" вынесено распоряжение от 8 июля 2023 г. N 355 "Об образовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Согласно данному распоряжению образован земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером N, площадью 2934 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", в кадастровом квартале N, с видом разрешенного использования "Объекты придорожного сервиса" (код по Классификатору: 4.9.1) в территориальной зоне П-Р - зона промышленных объектов.
Кроме того, распоряжением утверждена схема расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, которая является неотъемлемой частью данного распоряжения; указано об обеспечении предоставления необходимых материалов в Управление Росреестра по Республике Дагестан для постановки на государственный кадастровый учет образуемого земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (ЕГРН) от 11 мая 2023 г. указанный земельный участок площадью 2934 кв.м поставлен 4 октября 2022 г. на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N и имеет вид разрешенного использования "объекты придорожного сервиса".
2 мая 2023 г. Шихалиев Ф.М. обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации муниципального района "Дербентский район" с заявлением о выделении указанного земельного участка в собственность, ссылаясь на распоряжение от 8 июля 2023 г. N 355.
Оспариваемым письмом от 5 мая 2023 г. N 2737 в предоставлении земельного участка в собственность Шихалиеву Ф.М. отказано по тем причинам, что заявителем не указано, на каком основании, из числа предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации случаев, данный участок может быть предоставлен Шихалиеву Ф.М. в собственность, и не приложен межевой план земельного участка, указанный в качестве приложения к заявлению. Кроме того, заявителю разъяснен порядок предоставления земельных участков с проведением аукциона, предполагающий после образования земельного участка и постановки его на кадастровый учет обращение заинтересованных лиц о проведении аукциона.
Удовлетворяя административный иск частично, суд первой инстанции, исходил из того, что заявление Шихалиева Ф.М. содержит основание предоставление земельного участка в собственность и является его обращением для представления сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка за плату, при рассмотрении заявления Шихалиева Ф.М. административным ответчиком нарушены требования статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в признав отказ незаконным, суд возложил обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N для размещения объекта придорожного сервиса.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам спора, поскольку объективно в обращении Шихалиева Ф.М. и оспариваемого ответа на него следует, что заявление административного истца о предоставлении в собственность указанного земельного участка не было указано основание предоставления земельного участка, из числа предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации случаев, а также отсутствовало указание о предоставлении его за плату. Суд апелляционной инстанции отметил, что при соблюдении заявителем порядка обращения по тому или иному вопросу возникает обязанность принятия уполномоченным органом индивидуального акта, порождающего правовые последствия для административного истца, либо в случае несоблюдения такого порядка орган местного самоуправления был уполномочен дать ответ разъясняющего характера. В связи с этим решение суда об удовлетворении требований Шихалиева Ф.М. отменено с вынесением по делу нового решения об отказе удовлетворении административного иска в полном объеме требований.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения судебного акта суда второй инстанции по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений частей 1, 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, оснований для удовлетворения административного иска не имелось.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу пункта 4 данной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются, в том числе, статьями 2, 12 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которым предоставление муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандартами предоставления государственной или муниципальной услуги; заявительный порядок обращения за предоставлением публичных услуг является принципом их предоставления.
Применительно к рассматриваемому спору, действие данного принципа заключается в адресации заинтересованным лицом муниципальному органу своего волеизъявления на получение того или иного вида муниципальной услуги. Началом процедуры предоставления муниципальной услуги, является принятие заявления, т.е. признание его органом местного самоуправления приемлемым, не содержащим пороков, препятствующих принятию решения о предоставлении или об отказе в предоставлении услуги.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, из приеденных положений закона следует, что гражданин вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решения органа публичной власти в порядке административного судопроизводства, а суд вправе осуществить проверку законности этого решения, если такой акт, содержащий волеизъявление, порождает правовые последствия для этого гражданина, в том числе выраженные в предоставлении или в отказе в предоставлении какого-либо права, а равно создает препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении вопроса о том, может ли документ быть оспорен в судебном порядке, судам следует анализировать его содержание; о принятии решения, порождающего правовые последствия для граждан и (или) организаций, могут свидетельствовать, в частности, установление запрета определенного поведения или установление определенного порядка действий, предоставление (отказ в предоставлении) права, возможность привлечения к юридической ответственности в случае неисполнения содержащихся в документе требований.
Проанализировав содержание оспариваемого документа, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что письмо от 5 мая 2023 г. носит информационный, разъясняющий характер, и не является отказом в предоставлении муниципальной услуги, как указал в административном иске Шихалиев Ф.М. Утверждения административного истца об обратном мотивированно опровергнуты судом апелляционной инстанции, поскольку противоречат буквальному содержанию оспариваемого письма, из которого с очевидностью следует разъяснение правовых положений о порядке приобретения земельного участка, установленного Земельным кодексом Российской Федерации.
Несогласие с содержанием оспариваемого ответа не свидетельствует о совершении административным ответчиком незаконных действий, повлекших нарушение прав административного истца, более того, не препятствует надлежащему обращению с заявлением о предоставлении избранной муниципальной услуги о предоставлении земельного участка за плату путем проведения аукциона.
При таком положении, принятое по делу апелляционное определение соответствует обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, судом апелляционной инстанции не допущено, в связи с чем, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шихалева Ф.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 декабря 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.