Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Белоусовой Ю.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 г.
по административному делу по административному иску Хачатрян Х.О. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Антоняна А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Хачатряна Х.О. Хачатряна О.Х, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хачатряна Х.О. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что Хачатрян Х.О. является собственником объектов:
- нежилого здания с наименованием "спортивно-культурный комплекс с концертным залом (первая очередь строительства, корпус 2 вестибюль)" с кадастровым номером N, площадью 4426, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", здание 7, строение 1;
- нежилого здания с наименованием "спортивно-культурный комплекс с концертным залом (первая очередь строительства, корпус 3 зрительный зал на 798 мест)" с кадастровым номером N, площадью 9297, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", здание 7;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1690, 7 кв.м, по адресу: "адрес", здание 7, строение 1;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 2534, 1 кв.м, по адресу: "адрес", здание 7, строение 1;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 900 кв.м, по адресу: "адрес", здание 7;
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 7958, 6 кв.м, по адресу: "адрес", здание 7.
На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", приказа Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226, приказа Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" ГБУ СК "Ставкрайимущество" определена кадастровая стоимость объектов:
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 19 ноября 2021 г. в размере 168 910 987, 28 рублей (акт от 3 декабря 2021 г. N N);
- нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 23 ноября 2021 г. в размере 354 799 698, 21 рублей (акт от 7 декабря 2021 г. N N);
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 63 801 531, 63 рублей (акт от 4 июля 2022 г. N N);
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 95 628 710 рублей (акт от 4 июля 2022 г. N N);
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 18 340 062, 91 рублей (акт от 9 августа 2022 г. N N);
- нежилого помещения с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 300 331 738, 11 рублей (акт от 9 августа 2022 г. N N).
Указанную кадастровую стоимость заявитель полагал завышенной, ссылаясь на отчеты об оценке ООО "Деловой партнер" от 5 декабря 2022 г. N, N и от 29 ноября 2022 г. N, N, N, а также отчеты об оценке ООО "Деловой партнер" от 6 июня 2023 г. N и N, в соответствии с выводами которых просил установить кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости.
Решением Ставропольского краевого суда от 12 июля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 г, требования Хачатряна Х.Х. удовлетворены в соответствии с выводами судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы.
В кассационной жалобе ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество", поданной 14 ноября 2023 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20 ноября 2023 г, ставится вопрос об изменении постановленных по делу судебных актов в части, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об исключении ГБУ Ставропольского края "Ставкрайимущество" из числа административных соответчиков.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Хачатрян Х.О. является собственником объектов:
- нежилого здания с наименованием "спортивно-культурный комплекс с концертным залом (первая очередь строительства, корпус 2 вестибюль)" с кадастровым номером N, площадью 4426, 3 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", здание 7, строение 1 (кадастровая стоимость по состоянию на 19 ноября 2021 г. в размере 168 910 987, 28 рублей);
- нежилого здания с наименованием "спортивно-культурный комплекс с концертным залом (первая очередь строительства, корпус 3 зрительный зал на 798 мест)" с кадастровым номером N, площадью 9297, 5 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", здание 7 (кадастровой стоимостью по состоянию на 23 ноября 2021 г. в размере 354 799 698, 21 рублей);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 1690, 7 кв.м, по адресу: "адрес", здание 7, строение 1 (кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 63 801 531, 63 рублей);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 2534, 1 кв.м, по адресу: "адрес", здание 7, строение 1 (кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 95 628 710 рублей);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 900 кв.м, по адресу: "адрес", здание 7 (кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 18 340 062, 91 рублей);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 7958, 6 кв.м, по адресу: "адрес", здание 7 (кадастровой стоимостью по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 300 331 738, 11 рублей).
Административным истцом суду представлены отчеты об оценке ООО "Деловой партнер" от 5 декабря 2022 г. N, N и от 29 ноября 2022 г. N, N, N, в соответствии с которыми определена рыночная стоимость объектов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- нежилого здания с кадастровым номером N в размере 57 923 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N в размере 121 668 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 21 286 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 31 904 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 10 772 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 98 486 000 рублей.
Также административным истцом в подтверждение рыночной стоимости объектов суду представлены отчеты об оценке ООО "Деловой партнер" от 6 июня 2023 г. N и N, в соответствии с которыми определена рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 19 ноября 2021 г. в размере 57 923 000 рублей и нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 23 ноября 2021 г. в размере 121 668 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности отчетов об оценке и достоверности определения рыночной стоимости судом первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости объектов.
Согласно заключению эксперта автономной некоммерческой организации "Бюро судебных экспертиз Ставропольского края" Косенко Е.А. от 17 мая 2023 г. N 21/2023-Э определена рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г.:
- нежилого здания с кадастровым номером N в размере 95 083 000 рублей;
- нежилого здания с кадастровым номером N в размере 199 724 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 33 640 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 50 421 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 20 053 000 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером N в размере 152 177 000 рублей.
В связи с неверной датой определения кадастровой стоимости судом назначена дополнительная судебная экспертиза, согласно дополнительному заключению эксперта автономной некоммерческой организации "Бюро судебных экспертиз Ставропольского края" Косенко Е.А. от 28 июня 20023 г. N N определена рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 19 ноября 2021 г. в размере 114 091 000 рублей; нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 23 ноября 2021 г. в размере 218 068 000 рублей.
Разрешая требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости нежилых зданий и помещений затрагивают права административного истца как собственника и могут быть оспорены им в установленном законом порядке, в связи с чем, установилкадастровую стоимость объектов в размере рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением Автономной некоммерческой организации "Бюро судебных экспертиз Ставропольского края" от 17 мая 2023 г. N-Э и дополнительным заключением от 28 июня 20023 г. N-Э.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав на наличие права административного истца обратиться с подобными требованиями, а также отклонив доводы апелляционной жалобы ГБУ СК "Ставкрайимущество" о круге административных ответчиков по делу.
Судебная коллегия не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 7 того же Федерального закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 16 Федерального от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при определении рыночной стоимости нежилых зданий и помещений в ходе вынесения судебных актов судами нижестоящих инстанций были соблюдены.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из выписки из материалов дела, подтверждающих, что сведения о кадастровой стоимости данного объекта внесены на основании акта ГБУ СК "Ставкрайимущество".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" указанное учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество".
При этом использование расчетного метода определения кадастровой стоимости (а не ее утверждение) либо какого бы то ни было иного способа не может повлечь другую трактовку норм материального права, закрепленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правильно приименных судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не содержит грифа "утверждаю", поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ставропольского краевого суда от 12 июля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Ю.К. Белоусова
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.