Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 октября 2010 г. по делу N А62-9293/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - С.Д.А. - представителя (доверенность от 30.09.10 б/н), от Департамента Смоленской области по лесному хозяйству - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Смоленской области по лесному хозяйству на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу N А62-9293/2009, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "П" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Департаменту Смоленской области по лесному хозяйству (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в согласовании акта выбора для разработки и добычи торфа в границах утвержденного распоряжением главы администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм горного отвода на Рябцевском месторождении торфа. Отказ оформлен письмом от 11.09.2009 N 1808 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.03.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 25.02.2009 Департаментом принято решение о предоставлении Обществу права пользования недрами на Рябцевском месторождении торфа.
25 марта 2009 года заявителю выдана лицензия на право пользования недрами серия СМО N 80036 вид ТЭ с целевым назначением и видами работ - добыча торфа на Рябцевском месторождении с последующей переработкой на удобрение и топливо. Участок недр расположен в 12 км ЮВ г. Гагарина, вблизи деревень Величково, Рябцево, Коробкино, Гагаринский район, Смоленская область. Право пользования земельным участком получено от администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области (согласование от 12.02.2009 N 284). Участок недр имеет статус горного отвода. Срок окончания действия названной лицензии - 31.03.2014.
Распоряжением главы администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм Обществу предоставлен горный отвод площадью 103 га для добычи торфа на Рябцевском месторождении в границах, установленных горноотводным актом N 88 на добычу общераспространенного полезного ископаемого.
Согласно заключению от 13.02.2008 N 63 к материалам Общества на предоставление горного отвода на Рябцевском месторождении торфа, выданному отделом геологии и лицензирования по Смоленской области Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, границы испрашиваемого горного отвода площадью 103 га полностью совпадают с контуром утвержденных балансовых запасов о месторождении в границах промышленной залежи. Территория над горным отводом свободна от строений, представлена болотом низинного типа с ровной кочковатой поверхностью, частично покрытой мелколесьем и кустарниками.
Акт выбора земельного участка от 23.04.2009 N 14-09 Обществом направлен в Департамент для согласования.
Рассмотрев указанный акт, Департамент в письме от 11.09.2009 N 1808 отказал в согласовании акта выбора для разработки и добычи торфа в границах утвержденного распоряжением главы Администрации Смоленской области от 19.12.2008 N 1614-р/адм горного отвода на Рябцевском месторождении торфа, так как испрашиваемый лесной участок расположен в защитных лесах на общей площади 61 га, в том числе в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов 61 га в кв.22 выд. 2, 5-7, 9, 11-15, 18-20 ТОО "В" Мишинского сельского участкового лесничества Гагаринского лесничества. Помимо этого в кв.22 выд. 14, 15, 19 расположены ОЗУ - участки леса вокруг сельских населенных пунктов.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу п.п. 5, 6 ст. 102 ЛК РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, не совместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Отнесение лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 5 статьи 105 ЛК РФ определено, что разработка месторождений полезных ископаемых запрещается в зеленых зонах.
В силу п. 2 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2007 N 109 (далее - Порядок), для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду в соответствии со статьями 43, 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых (п. 8 Порядка).
Обустройство объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории (п. 9 Порядка).
В соответствии со ст. 7 ЛК РФ, действовавшего в момент регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, п. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Учитывая положения абз. 3 ст. 1, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", суд правомерно указал, что в случае невнесения в государственный земельный кадастр данных о границах земель лесного фонда, земельный участок не получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков.
Государственный кадастр, из которого можно было бы усмотреть вхождение спорного участка в состав земель лесного фонда, суду не представлено.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ во взаимосвязи с требованиями вышеназванных норм права, суд пришел к выводу, что Департамент, в порядке ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, не представил доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорного земельного участка, на котором расположен горный отвод для разработки и добычи торфа, к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации, а также вхождении горного отвода в границы зеленой зоны.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводы Департамента, приведенные в кассационной жалобе, являлись обоснованием его позиции, они не опровергают выводов судов, сделанных на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с положениями норм материального права, а, по существу, направлены на их переоценку, что в силу ст. 286 и п. 2 ст. 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении жалобы в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.03.2010 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу N А62-9293/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обустройство объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории (п. 9 Порядка).
В соответствии со ст. 7 ЛК РФ, действовавшего в момент регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, п. 2 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Учитывая положения абз. 3 ст. 1, п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", суд правомерно указал, что в случае невнесения в государственный земельный кадастр данных о границах земель лесного фонда, земельный участок не получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из других земельных участков."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 октября 2010 г. по делу N А62-9293/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании