Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Ендовицкой Е.В, Софронова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Орла на решение Советского районного суда города Орла от 29 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 29 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Северного района города Орла в интересах неопределенного круга лиц к администрация города Орла о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, объяснения представителя администрации города Орла Р.В.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
прокурор Северного района города Орла обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований просил суд признать незаконным бездействие администрации города Орла (далее - Администрация), выразившееся в непринятии мер по приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства контейнерной площадки, расположенной возле дома N 8 по улице Металлургов города Орла, возложить на Администрацию обязанность привести контейнерную площадку в соответствие с указанными требованиями: установить трехстороннее ограждение и твердое асфальтовое покрытие.
В обоснование административного иска указал, что по результатам проведенной прокурором проверки установлены нарушения в деятельности Администрации, выразившиеся в непринятии мер по обустройству в соответствии с санитарными правилами контейнерной площадки в районе дома 8 по улице Металлургов в городе Орле.
Решением Советского районного суда города Орла от 29 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 29 июня 2023 года, оспариваемое бездействие признано незаконным, на Администрацию возложена обязанность оборудовать площадку для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), расположенную в районе дома N 8 по улице Металлургов в городе Орле в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 - установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, оборудовать твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 17 июля 2023 года, представитель Администрации просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что обязанность по оборудованию данной площадки для сбора ТКО на Администрацию не возложена.
Относительно кассационной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление N 26" представлены письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (статья 8).
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1статьи 13.4 Закона об отходах).
Такие санитарно-эпидемиологические требования установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, по состоянию на 15 ноября 2022 года в нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21, территория возле дома N 8 по улице Металлургов в городе Орле захламлена ветками, бытовым мусором, техническое состояние и оборудование контейнерной площадки не соответствует требованиям санитарного законодательства: она не имеет ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также твердого (асфальтового, бетонного) покрытия.
Согласно Реестру мест (площадок) накопления ТБО на территории города Орла, утвержденному постановлением главы Администрации от 25 июля 2014 года N 2947, собственником места (площадки) накопления ТКО по данному адресу является город Орел, иное лицо, ответственное за размещение и содержание контейнерной площадки, не определено; контейнерная площадка расположена на земельном участке, находящемся в ведении Администрации.
Удовлетворяя требования прокурора, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обязанность по приведению контейнерной площадки в соответствие с санитарными требованиями в данном случае возложена законом на орган местного самоуправления.
С учетом конкретных фактических обстоятельств дела и доводов кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами.
Исходя из приведенных выше положений статьи 8 Закона об отходах создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В данном случае Администрация признала факт принадлежности площадки накопления ТКО муниципальному образованию на праве собственности; обстоятельства, являющиеся основанием для возложения обязанности по содержанию данного муниципального имущества на иных лиц, судами не установлены.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено. Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Орла от 29 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Орловского областного суда от 29 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Орла - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме в день его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.