Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Антонова С. М. на решение Липецкого областного суда от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Антонова С. М. о признании недействующим со дня принятия решения Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 10 февраля 2022 года N 74 "О Регламенте Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации".
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 10 февраля 2022 года N 74 принят Регламент Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области (далее - Решение N 74). Решение размещено на официальном сайте Стебаевского сельсовета, опубликовано в сетевом издании - портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" http://pravo-minjust.ru, httр://право-минюст.рф.
Антонов С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать недействующим со дня принятия решения Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 10 февраля 2022 года N 74 "О Регламенте Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации".
В обоснование административного иска указал, что он является жителем села Черемушки Стебаевского сельсовета Липецкого муниципального района Липецкой области и оспариваемое Решение N 74 нарушает его права и законные интересы на обеспечение гарантированных Конституцией Российской Федерации права граждан на местное самоуправление, поскольку данное решение принято с нарушением процедуры его принятия, в частности, принято в неполном составе депутатов, не подписано главой сельского поселения Русановым А.В. в порядке, установленном действующим законодательством. Указанный нормативный правовой акт не опубликован и не обнародован в порядке, установленном Уставом сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, а также в ином порядке, позволяющим довести его до сведения лиц, чьи законные права и интересы затронуты данным решением. Кроме того, оспариваемое решение не может применяться, поскольку ранее вступившим в законную силу судебным актом признано недействующим со дня принятия решение Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 10 апреля 2020 года N 263 "О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации".
Решением Липецкого областного суда от 2 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 сентября 2023 года, Антонов С.М. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Повторяя доводы, изложенные при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, заявитель жалобы указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры его принятия, в отсутствие кворума депутатов, не был обнародован путем размещения в средствах массовой информации и не был доступен в иных публичных местах сельского поселения. Полагает, что судами первой и апелляционной инстанций дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Положениями статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Советом депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области принято решение от 10 февраля 2022 года N 74 "О Регламенте Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации".
Полагая свои права и законные интересы нарушенными принятием указанного нормативного правового акта, административный истец обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, на основании анализа норм федерального и регионального законодательства пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом судами был проверен оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования правового акта, установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным коллегиальным органом местного самоуправления в правомочном составе, надлежащим числом голосов, процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется.
В силу пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Частью 2 статьи 1, частью 1 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) определено, что местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных федеральным и региональным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, и осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 43 Закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Аналогичные правовые нормы содержатся в Уставе сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области.
Согласно части 13 статьи 35, пункту 2 части 4 статьи 36 Закона N 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов определяется уставом муниципального образования (статьи 44, 47 Закона N 131-ФЗ).
В соответствии с Уставом сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 134, обнародование муниципальных правовых актов, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом, осуществляется на следующий день после их принятия путем размещения необходимого количества копий, но не менее 10 штук, для открытого доступа на видном месте в установленный режим работы в помещении администрации сельского поселения, сельской библиотеке, сельском доме культуры, помещении почты, на доске объявлений с назначением ответственных за сохранность и соблюдения гарантии доступа к ним.
Учитывая приведенные выше нормы действующего законодательства, положения Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, представительным органом местного самоуправления сельского поселения является Совет депутатов сельского поселения и в его компетенцию входит принятие Регламента Совета депутатов сельского поселения.
Решением тридцать третьей сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области шестого созыва от 10 февраля 2022 года N 74 утвержден Регламент Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации.
На момент принятия оспариваемого решения правовое регулирование деятельности Совета депутатов осуществлялось в соответствии с Уставом сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет от 10 апреля 2020 года N 263 "О принятии Устава сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации", предусматривающим, что Совет депутатов сельского поселения избирается сроком на 5 лет, состоит из 7 депутатов, избираемых на муниципальных выборах; основной формой деятельности Совета депутатов сельского поселения являются сессии, которые созываются председателем Совета депутатов сельского поселения согласно утвержденному Советом депутатов сельского поселения графику; сессии Совета депутатов сельского поселения считаются правомочными, если на них присутствуют 50 и более процентов от числа избранных депутатов Совета депутатов сельского поселения. Порядок созыва и проведения сессий Совета депутатов сельского поселения, продолжительность данных сессий и иные положения, касающиеся организации работы Совета депутатов сельского поселения, устанавливаются Регламентом Совета депутатов сельского поселения; решения Совета депутатов сельского поселения, устанавливающие правила обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов сельского поселения, если иное не установлено федеральным законом.
Вместе с тем, вступившим в законную силу 6 октября 2022 года решением Липецкого областного суда от 29 июня 2022 года решение Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 10 апреля 2020 года N 263 признано недействующим со дня принятия.
Таким образом, суд, учитывая положения части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обоснованно руководствовался при разрешении спора положениями Устава, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 18 апреля 2014 года N 134, которые аналогичны вышеприведенным положениям Устава от 10 апреля 2020 года N 263, за исключением численности депутатов Совета.
При этом в части состава депутатов суд правильно исходил из числа фактически избранных и наделенных полномочиями депутатов на момент принятия Решения N 74 в количестве семи депутатов Совета депутатов, поскольку на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта согласно постановлению Территориальной избирательной комиссии Липецкого района от 14 сентября 2020 года N 99/855 в Совет депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области шестого созыва по единому семимандатному округу было избрано 7 депутатов: Антонов С. М, Бунеев В. А, Ефремова О. В, Куланин М. В, Мартынов А. А, Редькина О. А, Сафина В. 3.
В работе тридцать третьей сессии приняли участие 4 депутата: Мартынов А. А, Бунеев В. А, Куланин М. В, Ефремова О. В. и согласно протоколу тридцать третьей сессии Совета депутатов от 10 февраля 2022 года решение об утверждении Регламента Совета депутатов принято депутатами единогласно.
Таким образом, оспариваемое решение принято при наличии кворума, большинством голосов депутатов.
Также судом достоверно установлено, что объявление о созыве 10 февраля 2022 года внеочередной тридцать третьей сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области, в повестке которой был указан вопрос о принятии Регламента Совета депутатов, было размещено 7 февраля 2022 года на сайте администрации сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области. Извещение депутатов о проведении сессии 10 февраля 2022 года и направление им проектов документов для сессии осуществлялось посредством электронной почты и телефонной связи WhatsApp.
Оспариваемое решение от 10 февраля 2022 года N 74 было обнародовано путем вывешивания на стендах в администрации сельского поселения, МБУК "Стебаевский поселенческий Центр культуры и досуга", Стебаевский ФАП, на сайте администрации.
Факт извещения депутатов о времени и месте проведения тридцать третьей сессии Совета депутатов и направления им для ознакомления повестки дня сессии и проектов нормативных актов, подлежащих рассмотрению на сессии 10 февраля 2022 года, а также обнародования Решения N 74 был подтвержден показаниями свидетелей, в том числе и депутатов, допрошенных судом при рассмотрении дела.
Оценив представленные по делу доказательства, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что при проведении тридцать третьей сессии Совета депутатов сельского поселения Стебаевский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области шестого созыва и принятии оспариваемого решения от 10 февраля 2022 года N 74 нарушений, влекущих недействительность оспариваемого решения не допущено, процедура принятия и опубликования указанного решения соблюдена.
С учетом приведенного правового регулирования, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций, были проверены судами, получили судебную оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Выводы судебных инстанций мотивированы в судебных актах, в дополнительной аргументации не нуждаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Липецкого областного суда от 2 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Антонова С. М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.