Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зарудневой Д. Н. на решение Ступинского городского суда Московской области от 6 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Зарудневой Д. Н. к администрации городского округа Ступино Московской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Заруднева Д.Н. обратилась в суд с административными исковыми требованиями к администрации городского округа Ступино Московской области (далее также - Администрация) о признании незаконным решения от 23 декабря 2022 года N N об отказе в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно", возложении обязанности по предоставлению земельного участка в собственность бесплатно.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 6 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований Зарудневой Д.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 3 октября 2023 года через Ступинский городской суд Московской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 17 октября 2023 года, заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные, постановленные с нарушением норм материального права.
В жалобе указано, что районным судом неверно истолкованы положения Закона Московской области N 73/2011-ОЗ, а суд апелляционной инстанции фактически не проверил законность принятого городским судом решения и сослался на обстоятельства, не имеющие отношения к предмету настоящего спора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого характера нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судами установлено и из материалов дела следует, что решением Администрации от 19 сентября 2022 года N 150исх-И9-21/3617 многодетная семья Зарудневых поставлена на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка.
30 ноября 2022 года от комитета по управлению имуществом администрации городского округа Ступино Московской области административным истцом получено уведомление с предложением о рассмотрении земельного участка с кадастровым номером N для бесплатного предоставления в собственность многодетной семье.
Оспариваемым решением Администрации от 23 декабря 2022 года N N многодетной семье Зарудневых отказано в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно", поскольку в период действия Закона Московской области N 73/2011-ОЗ членом многодетной семьи было произведено отчуждение принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N площадью 6 870 кв.м (1/2 доля в праве собственности), расположенного по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований об оспаривании указанного решения, суды исходили из наличия оснований для его принятия, поскольку на дату подачи заявления и разрешения вопроса о предоставлении земельного участка многодетная семья Зарудневых не соответствовала одновременно всем условиям, установленным пунктом 6 части 3 статьи 3 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ.
С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Обязанность доказывания законности управленческого решения возлагается на орган, организацию, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35 часть 2; статья 36 часть 1), вместе с тем не устанавливает условий реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем (статья 36 часть 3), который закрепил в главе V.1 Земельного кодекса Российской Федерации основания и способы предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе продажу их на торгах - в качестве общего правила (статья 39.3), а также предоставление таких участков в собственность бесплатно, в частности гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, предусмотренных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 6 статьи 39.5).
Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении своих полномочий связаны требованиями законодательства и необходимостью обеспечить на основе баланса публичных и частных интересов реализацию конституционного права каждого иметь землю в частной собственности, а также эффективное использование земли, являющейся публичной собственностью, в том числе распоряжение этим активом в целях выполнения социальных обязательств публично-правовых образований.
Это следует, в частности, из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 375-О, в силу которой требования, установленные законом субъекта Российской Федерации, о предоставлении многодетным семьям земельных участков согласно очередности и о формировании уполномоченным органом перечня земельных участков отвечают конституционному принципу справедливости и обеспечивают необходимый контроль за деятельностью публичных органов, обязанных осуществлять соответствующий учет в процессе распределения земли и планировать свою деятельность исходя из реальных потребностей граждан и имеющихся объективных возможностей.
В Московской области порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Московской области N 73/2011-ОЗ, который вступил в силу с 15 июня 2011 года.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом осуществляется органами местного самоуправления городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления, по которому принято решение о постановке на учет (далее также - заявление о постановке на учет).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые не сняты с учета по основаниям, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, и отвечают одновременно определенным условиям на дату подачи заявления о постановке на учет, в том числе, если члены многодетной семьи не производили на территории Российской Федерации отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0, 06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона (подпункт 6).
Решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом принимается на основании заявления о постановке на учет, а также документов и сведений, подтверждающих соответствие многодетной семьи условиям, установленным частью 3 настоящей статьи. Орган местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области в течение семи рабочих дней принимает решение о постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом. О результатах рассмотрения орган местного самоуправления городского округа Московской области направляет заявителю уведомление о принятом решении либо мотивированный отказ заказным письмом с уведомлением о вручении, а также электронным сообщением по адресу, указанному в заявлении о постановке на учет (части 5, 6 статьи 3 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ).
Основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в части 3 настоящей статьи, или предоставление недостоверных сведений. Отказ в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 8, 9 статьи 3 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ).
На основании части 1 статьи 4 этого же Закона земельные участки предоставляются в порядке очередности многодетным семьям, состоящим на учете в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом, посредством оказания государственной (муниципальной) услуги по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно.
Основания для отказа в предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность бесплатно установлены статьей 4.2 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ.
Такими основаниями являются: нарушение порядка очередности предоставления земельных участков; непредоставление многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка в срок, указанный в уведомлении органа местного самоуправления соответствующего городского округа Московской области; подача многодетной семьей заявления о предоставлении земельного участка, не отвечающего требованиям, установленным административным регламентом предоставления государственной (муниципальной) услуги по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно; земельный участок является ограниченным в обороте (в случае обращения многодетной семьи с заявлением о предоставлении земельного участка, находящегося в аренде у одного из членов многодетной семьи согласно части 4 статьи 3 настоящего Закона).
Частью 2 той же статьи установлено, что решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принимает орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования Московской области в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной (муниципальной) услуги по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно.
Таким образом, Законом Московской области N 73/2011-ОЗ установлены самостоятельные основания для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка, к числу которых относится несоответствие условиям, установленным в части 3 статьи 3 настоящего Закона и для отказа в предоставлении многодетной семье земельного участка в собственность бесплатно, решение по которому принимается органом местного самоуправления в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной (муниципальной) услуги по предоставлению земельных участков в собственность бесплатно.
Административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, утвержден распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 18 января 2021 года N 15ВР-356 (далее также - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 6.1.5 Административного регламента заявитель обращается за предоставлением государственной услуги в Администрацию с запросом о ее предоставлении, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены Законом Московской области N 73/2011-ОЗ.
Результатом предоставления государственной услуги также является решение об отказе в ее предоставлении при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, который оформляется приложением 2 к настоящему административному регламенту (пункты 6.2, 6.2.2 Административного регламента).
В свою очередь, подраздел 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Это право включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод. Иное не согласуется с универсальным для всех видов судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости. Когда суды не исследуют по существу обстоятельства дела, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (постановление от 28 октября 1999 года N 14-П, определения от 18 апреля 2006 года N 87-О, от 17 июня 2008 года N 498-О-О и др.).
Формальный подход тем более недопустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона.
Обращаясь в суд, Заруднева Д.Н. обосновала свои требования незаконным отказом Администрации многодетной семье, поставленной на соответствующий учет, в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Между тем, суд первой инстанции, рассматривая настоящее дело, ограничился проверкой формального соответствия оспариваемого решения требованиям правовых норм и оставил за пределами судебного исследования вопросы о законности отказа Администрации в предоставлении государственной услуги в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 4.2 Закона Московской области N 73/2011-ОЗ и Административным регламентом.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции при принятии судебного акта нарушения, повлиявшие на исход дела, не устранил.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассматривается в апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции, считает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение и направить административное дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с установленными по нему обстоятельствами и требованиями закона.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 24 июля 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Московского областного суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.