Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Сафронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аверина Н. Ф. на решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 10 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Шебекинского межрайонного прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Аверину Н. Ф. о прекращении права на управление транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, возражения прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шебекинский межрайонный прокурор (далее также - прокурор) обратился в суд с административным иском в защиту прав неопределенного круга лиц, в котором просил прекратить действие права Аверина Н.Ф. на управление транспортными средствами в связи с состоянием его здоровья до снятия его с учета у врача психиатра-нарколога в Областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Шебекинская центральная районная больница" (далее также -ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ"); обязать Аверина Н.Ф. в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение от 22 августа 2019 года N в регистрирующий орган.
Решением Шебекинского районного суда Белгородской области от 10 мая 2023 года административный иск удовлетворен. Прекращено действие права Аверина Н.Ф. на управление транспортными средствами в связи с состоянием здоровья до снятия его с учета у врача психиатра-нарколога в ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ", на Аверина Н.Ф. возложена обязанность в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение от 22 августа 2019 года N в регистрирующий орган.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 10 августа 2023 года решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 10 мая 2023 года изменено. Абзац второй резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: Прекратить действие права Аверина Н. Ф, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами категории В, В1 (AS), М, подтвержденного водительским удостоверением от 22 августа 2019 года N, в связи с состоянием здоровья до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 28 сентября 2023 года через Шебекинский районный суд Белгородской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 18 октября 2023 года, заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные, полагая, что выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В жалобе указано, что представителем ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ" не представлены клинические и биохимические анализы крови заявителя, подтверждающие наличие в ней каких-либо психоактивных веществ. Суды не приняли во внимание положения приказа Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", материалы дела не содержат объективных и достоверных данных о наличии у административного ответчика медицинских противопоказаний для управления транспортными средствами, равно как и данных о его постановке на учет у врача нарколога-психиатра ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ".
Также утверждается, что в материалах дела не имеется данных о проведении в отношении административного ответчика в установленном законом порядке освидетельствования, результаты которого объективно подтверждали бы наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Обращается внимание на то, что судами не выяснялся вопрос состояния стойкой ремиссии у административного ответчика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Аверин Н.Ф. имеет водительское удостоверение N на право управления транспортными средствами категории В, В1 (AS), М, выданное 22 августа 2019 года, сроком действия до 22 августа 2029 года.
С 5 марта 2021 года Аверин Н.Ф. находится под диспансерным наблюдением в наркологическом кабинете ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ" с диагнозом: " "данные изъяты"", что является противопоказанием для управления транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровление).
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела сведений о наличии у Аверина Н.Ф. стойкой ремиссии, либо о снятии его с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как это предусмотрено действующим законодательством, что свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья, поэтому наличие у административного ответчика права управления транспортными средствами нарушает права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, поскольку создает реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее также - Закон о безопасности дорожного движения), Перечнем медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, удовлетворил требования прокурора, прекратив действие права Аверина Н.Ф. на управление транспортными средствами в связи с состоянием здоровья до снятия его с учета у врача психиатра-нарколога в ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ".
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе Аверина Н.Ф, указал, что представленные в материалы дела положительные характеристики не опровергают наличие у него подтвержденного диагноза, являющегося противопоказанием для управления транспортными средствами. Само по себе прекращение "данные изъяты" и отсутствие хронического "данные изъяты" не свидетельствует о выздоровлении административного ответчика и о наличии у него стойкой ремиссии, поскольку данный факт должен быть подтвержден медицинским заключением, которое в суд не представлено. Обоснованность постановки Аверина Н.Ф. на диспансерный учет в установленном порядке не оспаривалась, решение о снятии с диспансерного учета соответствующей комиссией не принималось.
В то же время суд апелляционной инстанции не согласился с выводом районного суда о прекращения права Аверина Н.Ф. на управление транспортными средствами до его снятия с учета у врача психиатра-нарколога ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ", поскольку решение о прекращении диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией при наличии подтвержденной стойкой ремиссии (пункт 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н), в связи с чем, изменил абзац второй резолютивной части решения, указав на прекращение действие права Аверина Н.Ф. на управление транспортными средствами в связи с состоянием здоровья до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
Оснований не согласиться с данными выводами, с учетом позиции суда апелляционной инстанции, скорректировавшего судебный акт суда первой инстанции, не имеется.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государство в лице органов законодательной и исполнительной власти, действующих на основании закона, обязано устанавливать определенные требования, лишь при соблюдении которых гражданин вправе управлять транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности; это согласуется со статьей 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определения от 8 июля 1999 года N 118-О, от 25 сентября 2014 года N 2158-О, от 29 марта 2016 года N 464-О, от 27 февраля 2020 года N 521-О).
К числу таких требований Закон о безопасности дорожного движения, определяющий, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (статья 3), относит прохождение кандидатами в водители транспортных средств обязательного медицинского освидетельствования (пункт 6 статьи 23), в ходе которого должно быть подтверждено отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами, что является необходимым условием для получения соответствующего права (пункт 1 статьи 26).
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 23.1 этого же Федерального закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 (далее также - Перечень медицинских противопоказаний).
Приведенное регулирование направлено на ограничение участия лиц, имеющих медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, в дорожном движении в качестве водителя транспортного средства. Из этого же исходят и Правила дорожного движения Российской Федерации, которые прямо запрещают водителю управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (пункт 2.7). Гарантией достижения указанной цели является пункт 1 статьи 28 Закона о безопасности дорожного движения, который допускает прекращение действия права на управление транспортными средствами при выявлении у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. При этом названным законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования, порядке.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 февраля 2020 года N 521-О, на основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
В соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении таких дел суд определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию (часть 3 статьи 62), принимает только относимые и допустимые доказательства (статьи 60 и 61) и руководствуется общими правилами их оценки (статья 84).
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что Аверин Н.Ф. состоит под диспансерным наблюдением в наркологическом кабинете ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ" с диагнозом: " "данные изъяты"".
Диагноз "синдром зависимости от алкоголя" (Психическое и поведенческое расстройство, вызванное употреблением алкоголя. Синдром зависимости) согласно классификатору "Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) (МКБ-10) (версия 2.20 от 14 апреля 2022 года)" имеет код F 10.2, который в соответствии с пунктом 7 Перечня медицинских противопоказаний является противопоказанием для управления транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Прекращение диспансерного наблюдения производится на основании заключения врачебной комиссии медицинского учреждения, в котором наблюдался больной, что следует из содержания приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ".
Доказательств прекращения диспансерного наблюдения в отношении административного ответчика на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровление), материалы дела не содержат. В свою очередь, отсутствие заключения врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения о прекращении диспансерного наблюдения свидетельствует об имеющемся у административного ответчика медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что при установлении прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и свидетельствует о непосредственной угрозе безопасности дорожного движения для неопределенного круга лиц.
Кассационная жалоба каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом заявленных требований, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, направлена на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Шебекинского районного суда Белгородской области от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аверина Н. Ф. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.