Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Сафронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Троцюка А. О. на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 28 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области к Троцюку А. О. о продлении срока временного размещения лица, подлежащего депортации, в специальном учреждении.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (далее УМВД России по Калужской области) обратилось в суд с административным иском о продлении срока пребывания гражданина "данные изъяты" Троцюка А.О, подлежащего депортации, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Калужской области (далее также - ЦВСИГ УМВД России по Калужской области) в связи с необходимостью исполнения решения о депортации на срок до 30 октября 2023 года.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 27 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 28 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено. Продлен срок содержания Троцюка А.О. в ЦВСИГ УМВД России по Калужской области до исполнения решения о депортации на срок до 30 октября 2023 года включительно.
В кассационной жалобе, поданной 3 октября 2023 года через Дзержинский районный суд Калужской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2023 года, заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций.
Суть доводов жалобы сводится к тому, что заявитель пребывал в специальном учреждении в течение длительного периода и продление срока ещё на 3 месяца противоречит общим принципам и нормам международного права, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
При этом утверждается, что у заявителя имеются законные основания пребывать на территории Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года N 585 "О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приговором Обнинского городского суда Калужской области от 10 апреля 2017 года гражданин "данные изъяты" Троцюк А.О. осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктом "а" части N статьи N Уголовного кодекса Российской Федерации, к лишению свободы сроком на "данные изъяты" лет с отбыванием наказания в исправительной колонии "данные изъяты" режима.
Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний от 2 апреля 2021 года N 2551-рн пребывание (проживание) в Российской Федерации Троцюка А.О. признано нежелательным сроком на десять лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью N статьи N Уголовного кодекса Российской Федерации.
28 марта 2022 года УМВД России по Калужской области принято решение N 28 о депортации за пределы Российской Федерации гражданина "данные изъяты" Троцюка А.О, которое до настоящего времени не отменено.
Согласно справке от 30 марта 2022 года N Троцюк А.О. освобожден из Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калужской области" по отбытии наказания.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 30 марта 2022 года Троцюк А.О. помещен в ЦВСИГ УМВД России по Калужской области до исполнения решения о депортации на срок до 30 сентября 2022 года.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 27 сентября 2022 года срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Калужской области продлен до 30 декабря 2022 года.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 27 декабря 2022 года срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Калужской области продлен до 30 марта 2023 года.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 27 марта 2023 года срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Калужской области продлен до 30 мая 2023 года.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 26 мая 2023 года срок содержания в ЦВСИГ УМВД России по Калужской области продлен до 30 июля 2023 года.
Решением УМВД России по Калужской области от 11 августа 2022 года Троцюку А.О. отказано в предоставлении временного убежища.
Троцюк А.О. родственников на территории Российской Федерации не имеет, его мать проживает на территории "адрес", дочь проживает на территории Республики "данные изъяты".
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, позицию которого апелляционная инстанция признала правильной, проанализировав положения Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее также - Закон о правовом положении иностранных граждан), Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее также - Федеральный закон N 114-ФЗ), ссылки на которые имеются в судебных актах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив наличие принятого в отношении Троцюка А.О. решения о его депортации за пределы Российской Федерации, которое не отменено и не может быть исполнено по объективным причинам, а также в связи с отсутствием у административного ответчика законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований о продлении срока содержания лица, подлежащего депортации, в специальном учреждении до исполнения решения о его депортации за пределы Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции (часть 7 статьи 25.10 Федерального закона от N 114-ФЗ).
Согласно Закону о правовом положении иностранных граждан депортацией является принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (абзац восемнадцатый пункта 1 статьи 2); иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31); за исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 данной статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда (пункт 9.4 статьи 31).
В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Закона о правовом положении иностранных граждан, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 указанного Федерального закона).
Содержание (пребывание) иностранного гражданина в специальном учреждении осуществляется, в частности, до его депортации или отмены соответствующего решения (пункт 4 статьи 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Судами установлено, что гражданин "данные изъяты" Троцюк А.О. пребывает в специальном учреждении с 30 марта 2022 года, уполномоченный орган, обращаясь в суд с административным иском о продлении срока пребывания Троцюка А.О. в названном учреждении, указал, что основания для его помещения в специальное учреждение сохраняются, поскольку решение о его депортации за пределы Российской Федерации не отменено, однако не может быть исполнено по объективным причинам, решением УМВД России о Калужской области от 11 августа 2022 года в предоставлении временного убежища Троцюку А.О. отказано, законные основания для его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации отсутствуют.
При установленных обстоятельствах, подтвержденных исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, суды пришли к обоснованным выводам об удовлетворении заявленных требований.
Несогласие с толкованием судами норм законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства.
Ссылки в кассационной жалобе на длительное пребывание заявителя в специальном учреждении, учитывая установленные по делу обстоятельства и положения части 4 статьи 35.1 Закона о правовом положении иностранных граждан, являются несостоятельными, поскольку в данном случае продолжительность нахождения заявителя в ЦВСИГ УМВД России по Калужской области обусловливается временем, необходимым для достижения преследуемой цели - завершения процедуры депортации.
Доводы заявителя о наличии у него законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2022 года N 585 "О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации" подлежат отклонению, поскольку, исходя из материалов дела, Троцюк А.О. не относится к числу лиц, в отношении которых в соответствии с названным Указом Президента Российской Федерации не принимаются решения о депортации.
При таких данных, обжалуемые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 27 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 28 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Троцюка А. О. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.