Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Колова Д. Е. на решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Колова Д. Е. к администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа Нижегородской области, главе администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа Нижегородской области Варнакову В.А. о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, объяснения Колова Д.Е, его представителя и представителя общества с ограниченной ответственностью "Весна 52" Завьялова А.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Колов Д.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным отказ главы местного самоуправления администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа Нижегородской области Варнакова В.А. от 27 января 2023 года N 120-38282/23 в предоставлении в аренду земельного участка.
В обоснование административного иска указал, что он обратился с заявлением к главе администрации Дальнеконстантиновского муниципального округа Нижегородской области о предоставлении для осуществления хозяйственной деятельности земельного участка на праве аренды сроком на 4 года без проведения торгов. Им получен ответ, в котором ему отказано в предоставлении земельного участка без проведения аукциона, поскольку ранее поступили заявления от юридических лиц о предоставлении в аренду этого же земельного участка и будет проведен аукцион на право заключения договора аренды.
Решением Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 4 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 октября 2023 года, Колов Д.Е. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что на момент подачи им заявления о предоставлении земельного участка извещение о проведении торгов опубликовано не было, в связи с чем настаивает на незаконности отказа в предоставлении земельного участка, который содержит необоснованное утверждение о размещении извещения в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Также считает, что судом применен закон, не подлежащий применению к возникшим правоотношениям.
ООО "Агросфера" и администрацией Дальнеконстантиновского муниципального округа Нижегородской области на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 16 мая 2022 года в администрацию Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области (далее также - администрация) поступили заявления директора ООО "Весна 52" Завьялова А.А. о предварительном согласовании предоставления на праве аренды обществу 10 земельных участков, в том числе и заявление N 2037 о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 619 895 кв.м, на срок 5 лет для сельскохозяйственного производства, указаны адресные ориентиры: "адрес".
23 мая 2022 года администрацией направлено письмо главе Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского района о присвоении адресов испрашиваемому земельному участку с учетом (без учета) адресных ориентиров, указанных в заявлении ООО "Весна 52".
30 мая 2022 года администрацией направлены ООО "Весна 52" ответы на заявления общества, в том числе и на заявление от 16 мая 2022 N 2037), в которых сообщено, что в соответствии с пунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2022 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" администрацией будет опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельного участка. В случае если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявления от КФХ или сельскохозяйственных организаций не поступят, администрацией будет принято решение о предоставлении земельного участка. При поступлении в течение 30 со дня опубликования извещения заявлений от КФХ или сельскохозяйственных организаций администрацией будет принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, в котором общество имеет право принять участие.
Постановлением администрации Малопицкого сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области от 31 мая 2022 года N 41 вновь выбранному земельному участку, ориентировочной площадью 619 895 кв.м, с разрешенным видом использования - сельскохозяйственное использование, выделенному из земель сельскохозяйственного назначения, присвоен адрес: "адрес".
1 июня 2022 года администрацией издано постановление N 676 "Об опубликовании извещения о предоставление земельного участка".
В газете "Родная земля" от 3 июня 2022 года N 21 было опубликовано извещение о возможности предоставления в аренду 10 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе и на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес"
27 июня 2022 года главе местного самоуправления Дальнеконстантиновского муниципального района Варнакову В.А. поступило заявление от ООО "Агросфера" о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды на земельный участок площадью 619 895 кв.м, кадастровый квартал N, расположенный по адресу: "адрес"
Письмом от 1 июля 2022 года N исх-120-313544/22 администрация сообщила ООО "Весна 52" об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, в том числе земельного участка площадью 619 895 кв.м, кадастровый квартал N, расположенного по адресу: "адрес", указав, что после опубликования извещения о предоставлении указанных земельных участков в администрацию поступили заявления от иного лица о намерении участвовать в аукционе, в связи с чем в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Также сообщено, что администрацией будут выполнены кадастровые работы в целях образования и постановки на кадастровый учет земельных участков, после чего будет опубликовано извещение о проведении аукциона в соответствии с пунктами 19, 20 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором заявитель сможет принять участие в установленном действующим законодательством порядке
Аналогичная информация направлена в адрес ООО "Агросфера" письмом от 5 июля 2022 года N 1735.
7 ноября 2022 года между администрацией и ООО "Авалон Риэлт" заключен муниципальный контракт N 13 на выполнение кадастровых работ, связанных с подготовкой межевых планов на земельные участки, расположенные на территории Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области, в том числе земельного участка площадью 627 199 кв.м, расположенного по адресу: Нижегородская "адрес" (Приложение N 1 к контракту от 7 ноября 2022 года N 13 - Техническое задание).
После проведения кадастровых работ в отношении испрашиваемого участка постановлением администрации от 13 декабря 2022 года N 1661 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, 30 декабря 2022 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет.
10 января 2023 года главе местного самоуправления Варнакову В.А. поступило заявление от физического лица Колова Д.Е. о предоставлении в аренду сроком на 4 года указанного выше земельного участка площадью 619 895 кв.м, для осуществления гражданином его хозяйственной деятельности.
27 января 2023 Колову Д.Е. отказано в предоставлении земельного участка, со ссылкой на пункт 7 статьи 10.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пункт 12 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в отношении земельного участка, указанного в заявлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Колов Д.Е. также был уведомлен о том, что администрацией после установления кадастровой стоимости объекта, которая на еще не определена, будет опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с пунктами 19, 20 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, в котором он сможет принять участие в установленном действующим законодательством порядке.
Согласно предоставленной в материалы дела выписке из ЕГРН кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2020 года и сведения о ней внесены в ЕГРН 21 февраля 2023 года, кадастровая стоимость участка составляет 1 518 742, 75 рублей.
После проведения указанных процедур, постановлением администрации от 10 апреля 2023 года N 726 принято решение о проведении аукциона в электронной форме, открытого по составу участников, и в форме подачи предложений по цене на право заключения договора аренды земельного участка. Согласно данному постановлению на аукцион выставлены все 10 земельных участков, перечисленных в заявлениях ООО "Весна 52".
В отношении спорного земельного участка аукцион был открыт 15 мая 2023 года в 10 часов по московскому времени на электронной торговой площадке "Фабрикант". Аукцион по предоставлению указанного земельного участка в аренду не состоялся в связи с отсутствием заявок на участие в нем.
ООО "Весна 52", которое было инициатором проведения процедур по передаче земельного участка в аренду, а также Колов Д.Е. в аукционе участие не приняли.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в аренду принято в пределах предоставленных полномочий, направленно на выполнение требований действующего земельного законодательства Российской Федерации и не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы истца.
Оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется.
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов при предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также - Федеральный закон N 101-ФЗ).
Из положений подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса (подпункт 12).
В соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (пункт 1).
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 3).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе на принципах сохранения целевого использования земельных участков; установления максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица.
В силу пункта 6 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ к отношениям, возникающим при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением и требованиями охраны земель, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, применяются нормы иных федеральных законов.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 101-ФЗ определено, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно пунктам 1, 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2023 года Федеральный закон N101-ФЗ дополнен статьей 10.1, определяющей особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 5 статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ установлено, что заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности рассматриваются в порядке их поступления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, хотя бы одного из следующих оснований:
1) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности (далее - земельный участок, указанный в заявлении), или площадь земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учетом земельного участка, указанного в заявлении, не соответствует установленным законом субъекта Российской Федерации предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
2) земельный участок, указанный в заявлении, был предоставлен по заявлению о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, поступившему ранее.
Законом Нижегородской области от 27 декабря 2007 года N 195-З "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в Нижегородской области" (далее по тексту Закон области 195-З) установлено, что настоящий Закон устанавливает порядок осуществления оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельный участок) и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (далее также - доля) на территории Нижегородской области в соответствии с полномочиями, предоставленными субъекту Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"" (статья 1 Закона области N 195-З).
Согласно части 1 статьи 7.1 Закона области от 27 декабря 2007 года N 195-З земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных частями 2 и 3 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Нижегородской области: гражданам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; гражданам, имеющим высшее или среднее профессиональное образование или опыт работы в сельском хозяйстве не менее 5 лет, возраст которых на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка не превышает 35 лет, работающим по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, в организациях, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, или крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Законом Нижегородской области от 2 февраля 2012 года N 4-З "О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в Нижегородской области" установлен в Нижегородской области максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в размере 2, 5 га.
Правильно применив приведенные выше правовые нормы, с учетом установленных фактических обстоятельств, суды пришли к верному выводу о том, что земельный участок, на который претендовал Колов Д.Е, образован, администрацией муниципального округа, поставлен на кадастровый учет в соответствии нормами действовавшего законодательства на момент формирования участка земельного законодательства, в том числе в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
При этом при получении заявлений, формировании земельного участка, постановки его на учет, определении кадастровой стоимости участка, то есть до вступления в законную силу статьи 10.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", нарушений земельного законодательства органом местного самоуправления не допущено.
Также судом обоснованно отмечено, что юридические лица, по заявлениям которых была начата процедура формирования земельного участка с кадастровым номером N, своих заявлений не отзывали, от участия в аукционе не отказывались. В связи с этим юридические лица, подавшие заявления о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии с положениями статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации вправе претендовать на указанный земельный участок, поскольку положения статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ не прекращают их право на получение в аренду земельного участка и не ставят в преимущественное положение гражданина, первым подавшим заявление о предоставлении земельного участка с указанием кадастрового номера.
При этом судом принято во внимание, что первое заявление о предоставлении земельного участка подано ООО "Весна 52", учредителем и руководителем которого является Завьялов А.А, который по доверенности, заверенной этим же обществом, представляет интересы Колова Д.Е, являющегося работником этого общества. Между тем, ООО "Весна 52" не защищает своих интересов на получение спорного земельного участка, а заинтересовано в предоставлении этого участка работнику общества Колову Д.Е. без торгов, бесплатно. Между тем, Колов Д.Е. не принял участие в аукционе, что свидетельствует о том, что сам Колов Д.Е. не заинтересован в получении права аренды на спорный участок.
Более того, Колов Д.Е. просил предоставить ему в силу положений статьи 10.1 Федерального закона N 101-ФЗ без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером N площадью 619 895 кв.м, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, для осуществления хозяйственной деятельности. Однако, Колов Д.Е. в качестве индивидуального предпринимателя или главы крестьянского (фермерского) хозяйства не зарегистрирован, доказательств обратного в материалы дела не представлено, при этом площадь испрашиваемого им земельного участка значительно превышает максимальный размер площади, установленный Законом Нижегородской области от 2 февраля 2012 года N 4-З "О максимальном размере площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в Нижегородской области" в размере 2, 5 га, при этом в ответе заявителю администрация указала на норму, указывающую на невозможность предоставления земельного участка, превышающего установленный на уровне субъекта Российской Федерации максимальный размер.
Таким образом, оснований не согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций не имеется, поскольку они основаны установленных по делу обстоятельствах, нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и имеющихся по делу доказательствах, которым судами дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выводы судов нижестоящих инстанций мотивированы в обжалуемых судебных актах и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Иное толкование заявителем жалобы норм закона, а также иная оценка установленных судами обстоятельств и имеющихся по делу доказательств не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом проверки судами первой и второй инстанций, обоснованно отклонены с приведением мотивов судебных актах, а потому такие доводы, повторяющие позицию административного истца, не могут повлечь иного исхода дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 4 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Колова Д. Е. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.