Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронов В.А., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу К.М.А. на апелляционное определение судьи Московского областного суда от 26 июня 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению К.М.А. к Военному комиссариату Ханты-Мансийского автономного округа - Югра об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛА:
К.М.А. обратилась в суд с названным административным исковым заявлением, просила признать незаконным решение Военного комиссариата Ханты-Мансийского автономного округа - Югра о призыве К.Н.С. (супруга) на военную службу (по мобилизации).
Определением судьи Солнечногорского городского суда Московской области от 17 февраля 2023 года административное исковое заявление оставлено без движения, административному истцу предоставлен срок до 20 марта 2023 года для исправления недостатков.
Определением судьи Солнечногорского городского суда Московской области от 20 марта 2023 года административное исковое заявление возвращено заявителю.
Апелляционным определением судьи Московского областного суда от 26 июня 2023 года отменены определения от 17 февраля 2023 года и от 20 марта 2023 года, административный материал возвращен в суд первой инстанции для разрешения вопроса о возвращении административного искового заявления К.М.А.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 2 октября 2023 года, К.М.А. просит отменить апелляционное определение, направить материал в суд первой инстанции для принятия административного иска к производству суда. Считает ошибочным указания суда апелляционной инстанции о том, что заявленные требования подсудны военному суду.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному материалу такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Отменяя определения судьи городского суда, суд апелляционной инстанции указал, что административное исковое заявление неподсудно данному суду и подлежало возвращению на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В апелляционном определении отмечено, что в силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Между тем, судом апелляционной инстанции не учтено, что административный иск заявлен К.М.А, К.Н.С. в качестве административного истца не поименован. Вопросы о том, в чьих интересах заявлен административный иск, исходя из его содержания, и вправе ли К.М.А. от своего имени обращаться с требованием о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащего, судьей областного суда не обсуждались.
Кроме того, придя к выводу о необходимости возвращения административного иска, судья областного суда принял решение о направлении материала на новое рассмотрение в городской суд без учета полномочий суда апелляционной инстанции, определенных статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 3 которой регламентированы случаи направления административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При таких данных апелляционное определение подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением требований процессуального закона, с направлением материала в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 327.1, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определила:
апелляционное определение судьи Московского областного суда от 26 июня 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Московский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Судья В.А. Софронов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.