Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Софронова В.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Осипова А. А.ча на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Нижегородской области к Осипову А. А.чу о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Нижегородской области (далее также - Межрайонная ИФНС России N 18 по Нижегородской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с Осипова А.А. недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее также - ОПС) в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2021 год в сумме 32 448 рублей и пени по страховым взносам на ОПС за 2021 год за период с 11 по 13 января 2022 года в сумме 27, 58 рублей; а также пени по страховым взносам на ОПС за 2017 год за период с 27 июля 2020 года по 1 июля 2021 года в сумме 679, 19 рублей; за 2018 год за период с 27 июля 2020 года по 1 июля 2021 года в сумме 770, 47 рублей; за 2020 год за период с 1 января по 1 июля 2021 года в сумме 859, 06 рублей; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование (далее также - ОМС) работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС за 2021 год в сумме 8 426 рублей и пени по страховым взносам на ОМС за 2021 год за период с 11 по 13 января 2022 года в сумме 7, 16 рублей; а также пени по страховым взносам на ОМС за 2017 год за период с 27 июля 2020 года по 1 июля 2021 года в сумме 133, 23 рублей; пени по страховым взносам на ОМС за 2018 год за период с 27 июля 2020 года по 1 июля 2021 года в сумме 169, 51 рублей; пени по страховым взносам на ОМС за 2020 год за период с 1 января по 1 июля 2021 года в сумме 223, 08 рублей.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 8 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. С Осипова А.А. в пользу Межрайонной ИФНС России N 18 по Нижегородской области взысканы страховые взносы на ОПС за 2021 год в сумме 32 448 рублей; пени по страховым взносам на ОПС за 2021 год за период с 11 по 13 января 2022 года в сумме 27, 58 рублей; страховые взносы на ОМС за 2021 год в сумме 8 426 рублей; пени по страховым взносам на ОМС за 2021 год за период с 11 по 13 января 2022 года в сумме 7, 16 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Осипова А.А. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 427, 26 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 26 октября 2023 года через Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 9 ноября 2023 года, заявитель просит отменить судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, как незаконные и необоснованные.
Суть доводов жалобы сводится к тому, что выводы судов основаны на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права, что повлияло на определение юридически значимых обстоятельств по делу и оценку представленных суду доказательств.
В жалобе, в частности, утверждается, что Межрайонная ИФНС России N 18 по Нижегородской области является ненадлежащим административным истцом в связи с чем, административное исковое заявление должно быть оставлено без рассмотрения; налоговым органом не представлены доказательства неуплаты административным ответчиком обязательных платежей за 2021 год, карточка расчета с бюджетом (далее также - КРСБ) и расчет начисления пеней не являются доказательством неуплаты платежей в установленный законом срок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Осипов А.А. состоит на регистрационном учете в качестве адвоката.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес административного ответчика посредством использования личного кабинета налогоплательщика направлено требование N N по состоянию на 14 января 2022 года со сроком исполнения до 2 марта 2022 года, которое получено налогоплательщиком 15 января 2022 года.
Требование налогового органа в установленный срок налогоплательщиком не исполнено.
13 мая 2022 года мировым судьей судебного участка N 5 Нижегородского судебного района был выдан судебный приказ, отмененный определением того же мирового судьи от 31 мая 2022 года в связи с поступившими возражениями Осипова А.А. относительно его исполнения.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 6 ноября 2022 года с соблюдением установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока с даты отмены судебного приказа.
Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя требования налогового органа, суд первой инстанции, позицию которого апелляционная инстанция признала правильной, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, ссылки на которые имеются в судебных актах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исходил из того, что задолженность по обязательным платежам и санкциям административным ответчиком не оплачена, сведений о ее уплате в суд не представлено, порядок взыскания налоговой задолженности и сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца в части взыскания задолженности по пени, начисленных на недоимку по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2017, 2018 и 2020 годы, суд учитывал, что в производстве Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода находились административные дела NN 2а-7593/2019, 2а-1587/2020, 2а-1231/2022 о взыскании с Осипова А.А. задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2017, 2018 и 2020 г.г. Определениями Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода административные исковые требования ИФНС России по Нижегородскому району города Нижнего Новгорода о взыскании с Осипова А.А. задолженности по страховым взносам за 2017 год (дело N 2а-7593/2019) и 2018 год (дело N 2а-1587/2020) оставлены без рассмотрения, сведений о повторном обращении в суд с административными исковыми заявлениями о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за указанные периоды суду не представлено.
Вступившим в законную силу решением суда от 11 января 2022 года по административному делу N 2а-1231/2022 установлено отсутствие у административного ответчика задолженности по страховым взносам за 2020 год, а также пени за налоговые периоды 2017-2020 г.г. и в удовлетворении требований налогового органа отказано.
Суд апелляционной инстанции не установилоснований для отмены решения суда первой инстанции, отметив, что доводы административного ответчика об отсутствии у него задолженности по страховым взносам на ОМС и ОПС за 2021 год опровергаются представленными налоговым органом доказательствами, включая КРСБ налогоплательщика и расчетом начисления пеней, доказательств оплаты задолженности за спорные налоговые периоды в материалы дела не представлено.
Отклоняя приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что налоговый орган является ненадлежащим административным истцом по делу, суд апелляционной инстанции, сославшись на статью 30 Налогового кодекса Российской Федерации, приказы ФНС России от 27 июля 2020 года N ЕД-7-4/470, от 30 ноября 2020 года N 15-06-01/367, указал, что функции по урегулированию и взысканию задолженности в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, зарегистрированных на территории Нижегородской области, из территориальных налоговых органов Нижегородской области переданы в Межрайонную ИФНС России N 18 по Нижегородской области.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
При этом в силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
Плательщиками страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавший в юридически значимый период) признаются адвокаты.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым данного Кодекса, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац третий пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов обеспечивается способами, перечисленными в главе 11 Налогового кодекса Российской Федерации. Одним из способов обеспечения обязанности по уплате налогов являются пени, порядок начисления которых установлен статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Неисполнение налогоплательщиками в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей и санкций влечет их принудительное взыскание в порядке, предусмотренном нормами Налогового кодекса Российской Федерации (статья 48) и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (статья 286).
Суды, руководствуясь приведенными правовыми нормами, достоверно установив, что административным ответчиком не выполнена обязанность по уплате страховых взносов, проверив порядок, процедуру взыскания, расчет задолженности, сроки обращения в суд, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований налогового органа.
Кассационная жалоба каких-либо доводов, обосновывающих необходимость отмены судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом заявленных требований, и выражению несогласия с произведенной судами оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, направлена на их переоценку, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке являться не может.
Ссылок на предусмотренное частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта в кассационной жалобе не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 8 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Осипова А. А.ча - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.