Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Козловской Е.В.
судей Бурлиной Е.М, Крючковой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Региональное строительное предприятие" о понуждении к выполнению мероприятий по ликвидации нефтесодержащих отходов, восстановлению плодородия почвы
по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Региональное строительное предприятие"
на решение Орловского районного суда Орловской области от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В, объяснения представителя ООО "Региональное строительное предприятие" - Гусева В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Четвертого отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Рязанова В.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орловский природоохранный межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО Региональное строительное предприятие (далее ООО "РСП") о понуждении к выполнению мероприятий по ликвидации нефтесодержащих отходов, восстановлению плодородия почвы.
В обоснование указывает, что в рамках проверки доводов публикаций об обнаружении в районе "адрес" нефтесодержащих отходов установлено причинение вреда почве как объекту охраны окружающей среды вследствие размещения на почве нефтесодержащих отходов и непринятие мер по его натурному возмещению со стороны правообладателей земельного участка.
По результатам проведенного по поручению прокуратуры выездного обследования Управлением Росреестра по Орловской области и Управлением Роспотребнадзора по Орловской области определенно местоположение территории размещения нефтесодержащих отходов, установлены координаты нарушенных частей земельного участка, конфигурация и площадь.
При сопоставлении сведений произведенных измерений и информации, содержащейся в ЕГРН установлено, что нефтесодержащие отходы размещены в границах земельного участка с кадастровым номером N на площади 2423 кв.м, 363 кв.м и 145 кв.м.
Согласно данным ЕГРН, указанный земельный участок, общей площадью 68469 кв.м относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Имеет вид разрешенного использования - производственная деятельность, расположенный по адресу: "адрес"
Земельный участок на праве долгосрочной аренды представлен ООО "РСП". Расстояние до ближайшей жилой застройки, расположенной по адресу: "адрес" составляет 780 м; до ближайшего строящегося дома по "адрес" - 621 м, до здания "адрес", в котором прописаны 3 семьи, - 250 м; до здания "адрес", в котором проживает 1 семья - 516 м.
Согласно выездному обследованию, проведенному Приокским межрайонным управлением Росприроднадзора, установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером N у железнодорожной эстакады подъездного разгрузочного пути имеется площадка насыпного грунта, на которой расположена металлическая цистерна на треть заполненная жидкостью черного цвета со специфическим запахом нефтепродуктов, нефтесодержащих веществ и потеки по склону обозначенной площадки. У основания склона имеются скопления жидкости черного цвета со специфическим запахом нефтепродуктов, в местах скопления жидкости наблюдается усыпание древесной растительности.
Специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ ПО ЦФО" произведен отбор 3 проб почвы, а так же фоновая проба.
Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 14 декабря 2022г. N 4, установленный факт антропогенного изменения почвы и утраты исходного уровня плодородия требует проведения мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв -рекультивации земель.
Таким образом, ООО "РСП" допустило загрязнение плодородного слоя почвы на общей площади 2931 кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером N, что стало причиной причинения вреда земле как природному ресурсу и невозможность использования земельного участка по целевому назначению.
Кроме того, загрязнение нефтесодежащими отходами части земельного участка создает реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Непринятие ответчиком мер по рекультивации загрязненной части земельного участка и непринятие мер по ликвидации разливов нефтесодержащих отходов может являться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологического и экологической обстановки на территории муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создаёт угрозу причинения вреда здоровью граждан, тем самым нарушает гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц, постоянно или временно находящихся на указанной территории.
На основании изложенного, с кадастровым номером просил обязать ООО "РСП" в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект рекультивации земель, площадью 2931 кв.м, вследствие загрязнения плодородного слоя почвы на части земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вида разрешенного использования: производственная деятельность, в соответствии с требованиями, установленными Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N800 и провести работы в порядке и сроки, установленные разработанным и утвержденным проектом рекультивации.
Обязать общество с ООО "РСП" ликвидировать разливы нефтесодержащих отходов на площади 2423 кв.м, 363 кв.м. и 145 кв.м, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вида разрешенного использования: производственная деятельность.
Решением Орловского районного суда Орловской области от 22 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 июля 2023 года, исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворены.
На ООО "РСП" возложена обязанность в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект рекультивации земель, площадью 2931 кв.м, вследствие загрязнения плодородного слоя почвы на части земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вида разрешенного использования: производственная деятельность, в соответствии с требованиями, установленными Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N800 и провести работы в порядке и сроки, установленные разработанным и утвержденным проектом рекультивации.
На ООО "РСП" возложена обязанность ликвидировать разливы нефтесодержащих отходов на площади 2423 кв.м, 363 кв.м и 145 кв.м, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, вида разрешенного использования: производственная деятельность.
Постановлено считать исполненным решение суда в части обязания ООО "РСП" разработать и утвердить проект рекультивации земель, площадью. 2931 кв.м, вследствие загрязнения плодородного слоя почвы на части земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе ООО "РСП", оспаривая законность и обоснованность принятых судебных актов, указывая на нарушение судами нижестоящих инстанций норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске в полном объеме.
Согласно положениям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами нижестоящих инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 июля 2023 года в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, по результатам проведенного по поручению прокуратуры выездного обследования Управлением Росреестра по Орловской области и Управлением Роспотребнадзора по Орловской области определенно местоположение территории размещения нефтесодержащих отходов. Посредством геодезической съемки с применением спутниковой геодезической аппаратуры установлены координаты нарушенных частей земельного участка, конфигурация и площадь.
Так, установлено, что нефтесодержащие отходы размещены в границах земельного участка с кадастровым номером N на площади 2423 кв.м, 363 кв.м и 145 кв.м.
Указанный земельный участок, общей площадью 68469 кв.м относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Имеет вид разрешенного использования - производственная деятельность, расположен по адресу: "адрес"
На основании договора аренды от 28 января 2021 года администрацией Орловского района указанный земельный участок на праве долгосрочной аренды с 18 января 2021 года по 18 сентября 2031 года предоставлен ООО "РСП".
В результате выездного обследования, проведенного Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора, установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером N у железнодорожной эстакады подъездного разгрузочного пути имеется площадка насыпного грунта, на которой расположена металлическая цистерна, частично заполненная жидкостью черного цвета со специфическим запахом нефтепродуктов, нефтесодержащих веществ. Целостность указанной цистерны нарушена, по периметру площадки с насыпным грунтом просматриваются разливы жидкости черного цвета и потеки по склону обозначенной площадки. У основания склона имеются скопления жидкости черного цвета со специфическим запахом нефтепродуктов. В ходе осмотра специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ ПО ЦФО" произведен отбор 3 проб почвы, каждая из которых состоит из 5 точек проб почвы с глубины 0-5 см, 5-20 см, 20-30 см, а так же фоновая проба с таких же глубин.
Согласно экспертным заключениям филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 26 августа 2022 года N 271, N 52, отобранные образцы почвы содержат калий (подвижная форма), органическое вещество, подвижный фосфор, уровень кислотности солевой вытяжки.
Согласно экспертному заключению филиала ЦЛАТИ по Курской области ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" от 1 ноября 2022г. N 41 в отобранных почвах с мест пролива нефтесодержащих отходов содержание фенола в 1, 9 раза превышает концентрацию данного вещества в фоновой (незагрязненной) пробе.
В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 14 декабря 2022г. N 4, необходимо проведение мероприятий по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе, путем устранения последствий загрязнения почв -рекультивации земель.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 4, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", установив, что земельный участок находится в законном владении и пользовании ООО "РСП" на праве аренды с 2021 года, в связи с чем, на арендатора, как на правообладателя земельного участка, возложена обязанность проводить мероприятия по охране почвенного слоя от различного негативного воздействия, учитывая, что непринятие ответчиком мер по рекультивации загрязненной части земельного участка и по ликвидации разливов нефтесодержащих отходов может являться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории муниципального образования, пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции с такими выводами согласиться не может.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 196 данного кодекса при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
Оспариваемые судебные акты указанным требованиям не отвечают.
В соответствии с положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду признается и гарантируется.
Одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права на ее благоприятное состояние является возложение на лицо, причинившее вред, обязанности по его возмещению в полном объеме, а также обязанности приостановить, ограничить или прекратить деятельность, создающую опасность причинения вреда в будущем. Тем самым обеспечивается принятие мер по восстановлению состояния окружающей среды, подвергнутой негативному воздействию хозяйственной и (или) иной деятельности, и предупреждение нарушения природоохранных требований и причинения вреда окружающей среде в будущем.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Исходя из п. 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
В силу п. 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
При разрешении настоящего спора судом установлено, что вред окружающей среде был причинен путем разливов нефтесодержащих отходов на земельном участке с кадастровым номером N
В процессе рассмотрения дела ответчиком указывалось, что разливы нефтесодержащих отходов, ставшие причиной загрязнения окружающей среды, явились результатом хозяйственной деятельности АО "Орелавтодор" и были образованы до 2021 года, то есть до заключения договора аренды земельного участка.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции отклонил указанные доводы ответчика, указав на отсутствие причинно-следственной связи между нахождением нефтесодержащих отходов на земельном участке, принадлежащим на праве аренды ответчику, и причинением вреда окружающей среде действиями АО "Орелавтодор", поскольку из содержания реестровых дел, приобщенных судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда, на гудронохранилище и битумохранилище, расположенных по адресу: "адрес" 17 ноября 2011 года АО "Орелавтодор" подало заявления о прекращении собственности на указанные объекты недвижимости в связи с их ликвидацией. В обоснование заявлений представлены справки ГУП ООО "Орловский центр "Недвижимость" от 10 ноября 2011 года о проведенном обследовании земельного участка и установлении отсутствия на нем указанных объектов недвижимости.
Вместе с тем, из приобщенных к делу реестровых дел следует, что в границах спорного земельного участка располагались котлованного типа битумохранилище и гудронохранилище, собственником которых являлось ОАО "Орелавтодор". Часть территории в границах земельного участка с кадастровым номером N, до передачи его в аренду ответчику, использовалась АО "Орелавтодор".
Таким образом, при рассмотрении данного дела необходимо было установить находились ли в момент передачи земельного участка в аренду ООО "РСП" на земельном участке разливы нефтесодержащих отходов, установить круг лиц, в пользовании которых находился земельный участок до заключения договора аренды, а также собственника нефтесодержащих отходов.
Согласно положениям части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Вопреки вышеприведенным требованиям закона и разъяснениям по его применению, суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, не дав обоснованной оценки доводам ответчика об установлении лиц, деятельность которых привела к деградации земель, а также установлении собственников нефтесодержащих отходов.
Вместе с тем, материалы дела не содержат сведений о том, что ответчиком ООО "РСП" либо иным лицом, делегированным и действующим по поручению либо заданию собственника земельного участка, в нарушение требований природоохранного законодательства осуществлялась деятельность по размещению нефтесодержащих отходов на земельном участке.
Исходя из изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 июля 2023 года дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 19 июля 2023 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.