Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Ефимовой Д.А. и Вербышевой Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солощенко Т.Г. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоминжиниринг" о возмещении ущерба, причиненного заливом квартиры, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилкоминжиниринг" на решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 февраля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 июня 2023г.
Заслушав доклад судьи Ефимовой Д.А, объяснения представителя ООО "Жилкоминжиниринг" Заикина Д.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Солощенко Т.Г. обратилась с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкоминжиниринг" о возмещении ущерба от залива квартиры, в обоснование которого указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", 19 сентября 2022 г. произошел залив ее квартиры по причине коррозии резьбы отвода от стояка ГВС на полотенцесушителе.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 16 февраля 2023г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 июня 2023г, иск удовлетворен частично. В пользу Солощенко Т.Г. с управляющей компании взысканы ущерб от залива квартиры в размере 162874, 76руб, компенсация морального вреда от 15000руб, штраф в размере 88937, 38руб, расходы по оплате услуг оценщика 8000руб, расходы на оплату услуг представителя 20000руб.
В кассационной жалобе ООО "Жилкоминжиниринг" просит отменить судебные постановления, как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что истец является собственником квартиры по адресу: "адрес".
Управление многоквартирным жилым домом, в котором расположена квартира истца, осуществляет ООО "Жилкоминжиниринг".
19 сентября 2022г. произошел залив квартиры истца, в результате чего ему причинен материальный ущерб. Согласно акту от 20 сентября 2022г, составленному ООО "Жилкоминжиниринг", причиной залива послужило то, что отгнила резьба (отвод) от стока на полотенцесушителе до запорного крана.
Согласно выводам судебной экспертизы, изложенным в заключении N2-510/2023 от 09.02.2023г, причиной залива квартиры истца является коррозионное разрешение резьбы (отвода) от стояка ГВС до запорно-регулирующей арматуры; рыночная стоимость ремонтно-восстановительных работ и материалов, необходимых для устранения последствий залива, произошедшего 19 сентября 2022г, составляет 162874, 76руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что затопление квартиры истца произошло как по вине управляющей компании, в зону ответственности которой входит установленная причина залива квартиры истца (разрушение резьбы (отвода) от стояка ГВС до запорно-регулирующей арматуры).
При этом судом проверены и отклонены доводы ответчика о наличии виновных действий истца, о непредставлении доступа к общедомовому имуществу с целью проведения аварийно-восстановительных работ, поскольку доказательств того, что управляющей организацией производились осмотры инженерного оборудования жилого помещения, материалы дела не содержат, актов об ограничении собственником квартиры доступа сотрудникам управляющей компании к инженерным коммуникациям, направления в адрес истца сообщений с конкретными датой и временем для предоставления доступа в квартиру, не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований согласилась
Суд кассационной инстанции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствующими представленным доказательствам, установленным фактическим обстоятельствам спора, нормам материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч.14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических лиц (п. 10 Правил).
Исходя из требований пп. "а" п. 11 Правил, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и, в частности, ответственными лицами, являющимися должностными лицами управляющих компаний, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся ответственными лицами, являющимися должностными лицами управляющей организацией.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 42 Правил).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пп. 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил N 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой п. 2 данных правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (пп. "е" п. 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Таким образом, управляющая компания, на которую возложена обязанность по осуществлению эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, имеет право требовать допуска своих представителей в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение, в том числе для устранения аварийной ситуации.
Управляющая компания в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не доказал исполнение обязанности по осуществлению контроля за инженерным оборудованием централизованных систем много квартирного дома, а также доказательств уклонения истца предоставить доступ в квартиру для осмотра общедомового имущества (стояка).
Таким образом, выводы судов не противоречат установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального права, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балашихинского городского суда Московской области от 16 февраля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 21 июня 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ООО "Жилкоминжиниринг" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.