Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Акчуриной Г.Ж, судей Фирсовой Н.В, Швецовой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фокинского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении привести в соответствие с требованиями законодательства участок дорожной сети
по кассационной жалобе Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации
на решение Советского районного суда г. Брянска от 25 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Фирсовой Н.В, объяснения представителя истца прокурора Жаднова С.В, просившего отказать в удовлетворении кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Фокинского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском, просил суд возложить на Брянскую городскую администрацию, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации обязанность организовать и провести работы, связанные с устранением разрушения асфальтобетонного покрытия, просадок, ям и выбоин в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" "адрес" нанести линии горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.5, 1.6, 1.25 "адрес" а также 1.14.1 "Зебра" "адрес" с обустройством пешеходных тротуаров вдоль автодороги (на "адрес" "адрес" стороне дороги); устранить занижение обочины относительно дорожного покрытия более 4 см. (а именно - 8 см.), в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 25 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 июля 2023 года, исковые требования прокурора Фокинского района г. Брянска удовлетворены. Суд обязал Брянскую городскую администрацию, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации в рамках предоставленных полномочий в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить работы, связанные с устранением разрушения асфальтобетонного покрытия, просадок, ям и выбоин в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, в том числе требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" "адрес" нанести линии горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.2, 1.5, 1.6, 1.25 "адрес", а также 1.14.1 "Зебра" "адрес" Фокинского района г. Брянска; обустроить пешеходные тротуары вдоль автодороги (на участке от ул. "адрес" по четной стороне дороги); устранить занижения обочины относительно дорожного покрытия более 4 см. (а именно - 8 см.).
В кассационной жалобе Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов.
Изучив постановленные по делу судебные акты, изложенные в кассационной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, рассматриваются по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке административного судопроизводства суды рассматривают и разрешают административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
По смыслу приведенных норм исковые требования прокурора связаны с непринятием ответчиками исчерпывающих мер по обеспечению безопасности неопределенного круга лиц в сфере дорожного движения, вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", кассационный суд общей юрисдикции, установив в ходе производства по делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, что это дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, вправе вынести определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
После перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства кассационный суд общей юрисдикции руководствуется положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия полагает необходимым перейти к рассмотрению настоящего дела по исковому заявлению прокурора по правилам административного судопроизводства и передать его в судебную коллегию по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на решение Советского районного суда г. Брянска от 25 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 июля 2023 года.
Руководствуясь статьями 33.1, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
перейти к рассмотрению дела по исковому заявлению прокурора Фокинского района г. Брянска к Брянской городской администрации, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о понуждении привести в соответствие с требованиями законодательства участок дорожной сети по правилам административного судопроизводства.
Передать настоящее дело в судебную коллегию по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения по существу кассационной жалобы Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на решение Советского районного суда г. Брянска от 25 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 11 июля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.