Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Антропова Сергея Валерьевича на постановление мирового судьи судебного участка N 7 Каргапольского судебного района Курганской области от 29 мая 2023 года, решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 13 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" муниципального казенного учреждения "Каргапольский территориальный отдел" Антропова Сергея Валерьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Каргапольского судебного района Курганской области от 29 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 13 июля 2023 года "данные изъяты" муниципального казенного учреждения "Каргапольский территориальный отдел" (МКУ "Каргапольский территориальный отдел") Антропов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, "данные изъяты" МКУ "Каргапольский территориальный отдел" Антропов С.В. выражает несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
В возражениях на жалобу прокурор Каргапольского района просит об оставлении судебных актов без изменения, жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы заявителя и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 2202-1) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации, помимо прочего, осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N2202-1 предусмотрено, что предметом надзора за исполнением закона являются, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона, помимо прочего вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона N2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона N2202-1 предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Федерального закона N2202-1).
Согласно статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Каргапольского района во исполнение поручения прокуратуры Курганской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
Согласно Положению о МКУ "Каргапольский территориальный отдел Каргапольского муниципального округа", утвержденного решением Думы Каргапольского муниципального округа N94 от 29 июля 2022 года, учреждение создано в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в сферах благоустройства территории, хозяйственного обеспечения, организации деятельности муниципальных пожарных постов ряда населенных пунктов Каргапольского муниципального округа Курганской области, к основным видам деятельности относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности, осуществление профилактики пожарной безопасности.
При проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МКУ "Каргапольский территориальный отдел" выявлены нарушения. В нарушение требований пункта 70 Правил противопожарного режима до начала пожароопасного периода вокруг всех населенных пунктов, в отношении которых осуществляет свою деятельность МКУ "Каргапольский территориальный отдел", противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров не обустроены. В нарушение требований пункта 67 Правил противопожарного режима на территории общего пользования в границах населенных пунктов не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы.
В связи с выявленными нарушениями "данные изъяты" МКУ "Каргапольский территориальный отдел" Антропову С.В. 31 марта 2023 года внесено представление об устранении нарушений закона N Прдр-20370007-140-23/-20370007 Указанным представлением прокурор требовал безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих; заблаговременно уведомить прокуратуру района о времени и месте рассмотрения представления; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушения требований федерального законодательства; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в течение месяца сообщить в прокуратуру в письменном виде.
С учетом компетенции МКУ "Каргапольский территориальный отдел", должностных обязанностей "данные изъяты" МКУ "Каргапольский территориальный отдел" Антропова С.В, предусмотренных его должностной инструкцией, представление внесено надлежащему лицу, которое полномочно устранить допущенные нарушения.
В ответе МКУ "Каргапольский территориальный отдел" на выданное представление, подписанном Антроповым С.В, поступившем в прокуратуру 28 апреля 2023 года, сообщается, что замечания, указанные в представлении нашли свое подтверждение, опашка территорий, входящих в состав территорий, обслуживаемых учреждением, проведена в осенний период, продолжена весной 2023 года, полностью завершена, во всех населенных пунктах проводится уборка сухой растительности, покос травы.
При проверке исполнения требований, изложенных в представлении, установлено, что, несмотря на рассмотрение представления в установленный срок, сами законные требования прокурора исполнены не в полном объеме и ненадлежащим образом. Несмотря на наличие в акте прокурорского реагирования требований об устранении нарушений обязательных требований законодательства о пожарной безопасности (требования об обеспечении в установленном законом порядке очистки территории населенных пунктов, в отношении которых осуществляет свою деятельность МКУ "Каргапольский территориальный отдел", от сухой растительности и о покосе травы; об обустройстве противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров) руководителем учреждения не принято надлежащих мер по исполнению требований прокурора в полном объеме. В ходе проверки исполнения требований установлено, что на участке местности между домами N15-N19 по ул. Светлая в д. Мишагина Каргапольского муниципального округа не скошена сухая растительность на площади около 40 кв.м. В с. Колмогоровское с северной и северо-западной стороны населенного пункта на протяжении 400 метров минерализованная полоса не создана. В с. Осиновское с юго-восточной стороны от дома N 2а по ул. Центральная до огорода дома N17 по ул. Новая на протяжении 300 м ширина минерализованной полосы составляет от 7, 5 до 9 м. В д. Храмова с северо-западной стороны на протяжении 300 м минерализованная полоса не создана.
Обстоятельства совершения "данные изъяты" МКУ "Каргапольский территориальный отдел" Антроповым С.В. вмененного ему административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которым мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы указанные в представлении требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, с учетом содержания самого представления носят не абстрактный, а конкретный характер, не вызывают каких-либо сомнений и неясностей. В представлении указано, какие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности выявлены, какие при этом нарушены положения Правил противопожарного режима. Буквальное изложение допущенных нарушений (в виде отсутствия вокруг всех населенных пунктов обустроенных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров, отсутствия своевременной уборки сухой растительности и покоса травы на территории общего пользования в границах населенных пунктов), вместе с требованием прокурора о принятии конкретных мер по устранению данных нарушений не предполагает какого-либо иного понимания того, что надлежащим результатом исполнения требований является отсутствие выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности во всех населенных пунктах Каргапольского муниципального района, ответственность за которые возлагается на МКУ "Каргапольский территориальный отдел".
Доводы о том, что представление прокурора не имеет абсолютный характер, силой принудительного исполнения не обладает, характер принимаемых мер определяется самим должностным лицом, несогласие прокурора с содержанием ответа, полученного прокурором, не является основанием для привлечения к ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными. При выявлении нарушений закона прокурором в пределах полномочий, именно с целью устранения установленных нарушений компетентному должностному лицу внесено представление об устранении нарушений закона. Несмотря на утверждения об обратном требования прокурора, вытекающие в настоящем случае из его полномочий, подлежали обязательному исполнению.
Вопреки доводам жалобы законность требований представления, как и их исполнимость сомнений не вызывает.
Доводы о принятии мер по устранению нарушений, как и доводы о том, что при рассмотрении дела не дана оценка проведенным работам, объему проведенных работ, не свидетельствуют о недоказанности события и состава административного правонарушения, в том числе в части умышленного характера совершенных действий. Частичное устранение выявленных нарушений (в ряде населенных пунктов) умышленный характер неисполнения требований прокурора в оставшейся части не исключает. Обстоятельств, которые бы препятствовали исполнению требований, не установлено. Антропов С.В. является лицом, полномочным на устранение выявленных нарушений закона, в адрес которого внесено представление, он не мог не осознавать противоправность неисполнения требований прокурора, но всех необходимых мер для их исполнения не предпринял, имея возможность сообщить (в случае необходимости) о невозможности исполнения требований в установленный срок, в том числе по причине отсутствия финансирования, большого объема работ, данных действий не совершил, более того, сообщил в ответе на представление об устранении нарушений в полном объеме.
Доводы жалобы не исключают ни наличие в действиях (бездействии) должностного лица Антропова С.В. объективной стороны состава административного правонарушения, ни умышленный характер допущенного им деяния, указанные обстоятельства объективно подтверждены материалами дела. Таким образом, умышленное бездействие Антропова С.В. по невыполнению в полном объеме требований прокурора, вытекающих из его полномочий, правильно квалифицировано по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела и предусмотренные частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вынесено при надлежащем уведомлении и в присутствии должностного лица Антропова С.В. Права ему разъяснены, копия постановления вручена. Существенных недостатков постановление не содержит, основания для признания постановления о возбуждении дела в качестве недопустимого доказательства отсутствуют.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела, имеющие значение для его правильного разрешения. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями статьи 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния. Наказание назначено в пределах санкции статьи, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, при рассмотрении дела не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 7 Каргапольского судебного района Курганской области от 29 мая 2023 года, решение судьи Каргапольского районного суда Курганской области от 13 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" муниципального казенного учреждения "Каргапольский территориальный отдел" Антропова Сергея Валерьевича оставить без изменения, жалобу Антропова Сергея Валерьевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.