Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод "Фест Про" Маргулиса Е.З. на постановление судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 июля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 2 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод "Фест Про",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 2 октября 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод "Фест Про" (далее ООО ЧЛЗ "Фест Про") прекращено на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО ЧЛЗ "Фест Про" Маргулис Е.З. выражает несогласие с судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу по иному основанию.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов на основании решения о проведении выездной проверки Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 1 марта 2023 N 169-РШ, решения о приостановлении срока проведения контрольно (надзорного) мероприятия от 10 марта 2023 года N 205-РШ, Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная ООО ЧЛЗ "Фест Про". По результатам составлен акт проверки от 30 марта 2023 года N 45.
Из указанного акта выездной проверки, помимо прочего следует, что по результатам фактического осмотра мест накопления отходов и с учетом результатов лабораторных исследований выявлено, что в нарушение части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ООО ЧЛЗ "Фест Про" допускается накопление отходов в местах (на площадках), несоответствующих установленным требованиям, а именно: ООО ЧЛЗ "Фест Про" осуществляет накопление отходов II класса опасности (отходы лакокраски, отходы лакокрасочных материалов) на площадках, оборудованных с нарушением требований пунктов 218, 219, 220 СанПиН 2.1.3684-21, отсутствует маркировка разновидности отхода на таре, тара закрыта негерметично, либо открыта полностью, накопление осуществляется на открытой площадке, которая не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, не оборудована навесом; ООО ЧЛЗ "Фест Про" осуществляет накопление отходов V класса опасности навалом без укрытия (стружка металлическая незагрязненная, отходы металлолом) на площадках, оборудованных с нарушением требований пункта 220 СанПиН 2.1.3684-21, поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (не укрыта брезентом, не оборудована навесом). Площадки накопления отходов от лакокрасочного производства представляют реальную угрозу для окружающей среды, так как при отборе проб отходов от лакокрасочного производства было установлено, что в бочках накапливаются отходы II класса опасности. Данный факт подтвержден экспертом филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по Челябинской области.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО ЧЛЗ "Фест Про" протокола N08-01-13-08/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела судья районного суда установив, что ранее 10 июля 2023 года судьей Курчатовского районного суда г. Челябинска по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении N 08-01-13-06/2023 от 13 апреля 2023 года в отношении ООО ЧЛЗ "Фест Про" уже было вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; указанные нарушения, как и нарушения, вмененные протоколом N08-01-13-08/2023 от 13 апреля 2023 года по настоящему делу, выявлены в результате одной плановой выездной проверки, включены в один акт проверки; вмененные двумя указанными протоколами нарушения указывают на наличие в действиях лица одного состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приняв во внимание положения части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также факт назначения ООО ЧЛЗ "Фест Про" постановлением от 10 июля 2023 года административного наказания по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей, пришел к выводу о прекращении производства по настоящему делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами судьи районного суда согласился судья областного суда.
В силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении по общему правилу недопустимо.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверяя в интересах законности дело об административном правонарушении в полном объеме, нахожу, что нижестоящими судебными инстанциями допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущие отмену судебных актов.
В силу пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Между тем, из установленных самим же судьей районного суда обстоятельств следует, что нарушения, вмененные по настоящему делу протоколом N08-01-13-08/2023 от 13 апреля 2023 года, предметом рассмотрения судьи районного суда при разрешении дела по протоколу N08-01-13-06/2023, по которому вынесено постановление 10 июля 2023 года, не являлись.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о недопустимости повторного привлечения юридического лица к административной ответственности за одно и то же правонарушение, поскольку ранее ООО ЧЛЗ "Фест Про" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением от 10 июля 2022 года.
Однако такой вывод судьи является преждевременным, сделанным без надлежащего исследования и оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Данное нарушение судья областного суда не устранил.
Поскольку допущенные нарушения носят существенный характер, постановление судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 июля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 2 октября 2023 года нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные судебные акты подлежит отмене, а дело - возвращению в Курчатовский районный суд г. Челябинска на новое рассмотрение дела.
Иные доводы жалобы, с учетом изложенного, рассмотрены быть не могут, поскольку в данном случае, они подлежат рассмотрению при новом рассмотрении дела в соответствующем порядке. При новом рассмотрении дела судье следует принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку всем доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу, вынести по результатам рассмотрения дела постановление, отвечающее требованиям материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Курчатовского районного суда г. Челябинска от 11 июля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 2 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Челябинский лакокрасочный завод "Фест Про" отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Курчатовский районный суд г. Челябинска.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.