Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" Виноградовой В.А. на решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора ЦМУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N10610500230530003203 от 30 мая 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года и решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 сентября 2023 года, общество с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" (далее - ООО "ЗапСибЛогистика", общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Виноградова В.А. выражает несогласие с судебными решениями, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
В силу части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 23.5 ПДД РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения.
Из положений пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2200, следует, что под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении ряда условий, предусмотренных данной нормой.
В вышеуказанном Приложении N 3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом приведены параметры допустимой нагрузки на ось транспортного средства (как для одиночной оси, так и для группы осей).
В силу части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 20 мая 2023 года в 15:01:33 на 18 км 970 м автодороги г. Нижневартовск - г. Радужный, Ханты Мансийский автономный округ - Югра, водитель транспортного средства Вольво FH TRUCK 6x2, государственный регистрационный знак "данные изъяты", в составе 6-осного автопоезда, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, превысил допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 60, 01% (4, 801 т) на ось N2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 12, 801 т на ось N2 при допустимой нагрузке на ось 8, 000 т; на 7, 05% (0, 564 т) на ось N3 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8, 564 т на ось N3 при допустимой нагрузке на ось 8, 000 т. Указанные обстоятельства зафиксированы работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функции фотовидеосъемки "ИБС ВИМ", ИБС.00059.01122021, поверка действительна по 2 сентября 2023 года. Собственником транспортного средства в указанный период времени являлось ООО "ЗапСибЛогистика".
Факт совершения ООО "ЗапСибЛогистика" административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства совершения административного правонарушения подателем жалобы не оспариваются.
Вопреки доводам жалобы наличие события и состава административного правонарушения подтверждается необходимой совокупностью представленных в материалы дела доказательств. Доводы жалобы о характере перевозимого груза (жидкость), о нарушении методики измерения нагрузки (невозможности измерения нагрузки на отдельные оси из-за характера груза; возможности измерения только массы автопоезда в целом при условии одновременного нахождения всех колес автопоезда на грузоподъемных платформах), о нарушении при измерениях требований подлежащего применению требований ГОСТ 8.647-2015, рекомендаций Международной организации законодательной метрологии, о проведении измерений ненадлежащим техническим средством измерения, о недостоверности сведений, отраженных в акте от 20 мая 2023 года, о ненадлежащем оформлении указанного акта, полностью повторяют доводы, которые являлись предметом рассмотрения судей нижестоящих судебных инстанций, были обоснованно отклонены как несостоятельные.
Каких-либо оснований полагать, что измерения проводились ненадлежащим техническим средством измерения, непригодным для определения нагрузки на оси транспортного средства, не имеется. Отклоняя данные доводы, нижестоящие судебные инстанции обоснованно исходили из того, что Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом прямо предусмотрено, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется, в том числе таким образом, чтобы нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала значения допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Какого-либо особого порядка взвешивания жидких грузов, перевозимых автомобильным транспортом, при проведении весового контроля в действующих нормативных документах не содержится. Как правильно отмечено судьями районного суда и суда автономного округа рекомендации МОЗМ (на которые ссылается защитник общества) не носят обязательного характера, не исключают законного применения к спорным правоотношениям действующих нормативных актов Российской Федерации, регулирующих порядок весового контроля транспортных средств, без каких-либо ограничений по характеру груза.
Пригодность прибора для измерения подтверждается наличием у него действующей поверки, информация о которой (в том числе о наличии свидетельства о поверке С-ВЯ/03-09-2022/189380519) отражена в акте N250310 от 20 мая 2023 года, в постановлении N10610500230530003203 от 30 мая 2023 года, сведения о результатах поверки данного прибора включены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Представленный в материалы дела акт N250310 от 20 мая 2023 года, вопреки утверждению подателя жалобы оформлен должным образом, содержит все необходимые сведения, в том числе о проведенных измерениях, отвечает требованиям допустимости.
Оснований сомневаться в достоверности измерений, проведенных надлежащим техническим средством измерения, не имеется. Результаты указанных измерений, полученные при использовании пригодного к применению средства измерения, оформленные надлежащим образом, подтверждают факт превышения допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Именно на ответственное лицо возложена обязанность обеспечить такой способ перевозки грузов (учитывая, помимо прочего, и особенности груза), при котором будет исключено, в том числе превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства. Имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают факт движения без специального разрешения принадлежащего обществу тяжеловесного транспортного средства при перевозке груза с превышением допустимых нагрузок на ось, что с учетом величины превышения указывает на правильную квалификацию действий юридического лица по части 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих мер по соблюдению требований Правил перевозок грузов автомобильным транспортом в части соблюдения допустимых нагрузок на ось транспортного средства не представлено. Общество является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения и с учетом доказанности его вины представленными доказательствами обоснованно привлечено к административной ответственности.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Административное наказание в виде штрафа является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьями районного суда и суда округа дело проверено в соответствии с положениями статей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства, совокупность которых достаточна для установления вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения. В оспариваемых актах дана полная и объективная оценка обстоятельствам дела и доводам жалоб.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление главного государственного инспектора ЦМУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N10610500230530003203 от 30 мая 2023 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" Виноградовой В.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.