Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" Злобина И.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 14 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от 14 июля 2023 года, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 14 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от 14 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, публичное акционерное общество "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ПАО "ОГК-2", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Злобин И.А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее Федеральный закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Под требованиями в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К числу основных задач в области гражданской обороны в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 28-ФЗ относится предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время, осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В силу пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, является строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем.
Сводом правил СП 88.13330.2022 "Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*" установлены требования к расчету с учетом динамических нагрузок, по объемно-планировочным и конструктивным решениям, к санитарно-техническим системам, электротехническим устройствам, связи и противопожарные требования к защитным сооружениям гражданской обороны, заглубленным помещениям, а также сооружениям подземного пространства и требования к проведению обследований их технического состояния.
Согласно пункту 16.5 СП 88.13330.2022 "Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*" (включенного в раздел 16, в котором закреплены противопожарные требования к защитным сооружениям гражданской обороны) для внутренней отделки помещений защитных сооружений должны применять негорючие материалы. Запрещается применение горючих, легко воспламеняемых синтетических материалов для изготовления нар и другого оборудования.
Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 05 мая 2023 года N 2305/171-86/92-П/РВП, проведена плановая выездная проверка по соблюдению требований в области гражданской обороны ПАО "ОГК-2" по адресам: ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Электротехническая, сооружение 23/1; ХМАО-Югра, г. Сургут, п. Кедровый, ул. Энергостроителей, 1/2; ХМАО-Югра, г. Сургут, п. Кедровый, ул. Энергостроителей, 1/2 корпус 2. По результатам проверки, отраженным в акте проверки, 26 мая 2023 года в 15:00 выявлено, что ПАО "ОГК-2" нарушило установленные требования в области гражданской обороны, в том числе, в нарушение пункта 16.5 СП 88.13330.2022 "Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*" нары в ЗС ГО N 51-85 изготовлены из материалов с неопределенной группой горючести (фактически установлены деревянные нары, отсутствуют акты обработки нар огнезащитным составом, не предоставлены сертификаты на огнезащитный состав); нары в ЗС ГО N 36-85 изготовлены из материалов с неопределенной группой горючести (фактически установлены деревянные нары, отсутствуют акты обработки нар огнезащитным составом, не предоставлены сертификаты на огнезащитный состав).
Факт совершения ПАО "ОГК-2" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобе на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности судьи при рассмотрении дела и жалобы на постановление пришли к обоснованным выводам о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Оснований не доверять сведениям о том, что на момент проведения проверки имелись обозначенные нарушения требований пожарной безопасности в защитных сооружениях гражданской обороны, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто.
Доводы о недопустимости доказательств, содержащих сведения о нарушении требований пункта 16.5 СП 88.13330.2022 "Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*" являлись предметом проверки нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отклонены.
Действительно, из положений пункта 11 части 2 статьи 91 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 248-ФЗ) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В тоже время, как правильно отмечено нижестоящими судебными инстанциями, в настоящем случае информация о проводимой административным органом выездной проверке в соответствии с требованиями закона содержалась в едином государственном реестре контрольных (надзорных) мероприятий. В указанной информационной системе указаны вид государственного контроля (надзора), даты начала и окончания, сроки проведения, характер контрольного (надзорного) мероприятия, сведения о контролируемом лице, основаниях проведения проверки, контрольных (надзорных) действиях. Выявленное нарушение в ходе выездной проверки фактически соответствует указанному в реестре виду государственного контроля (надзора). О проведении контрольного (надзорного) мероприятия контролируемое лицо уведомлено, информация о предмете проверки до него доведена.
Из материалов дела следует, что грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанных в части 2 статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ (в том числе нарушений пункта 11) при проведении настоящей плановой выездной проверки в отношении ПАО "ОГК-2" не допущено. Приведенные в жалобе ссылки на положения частей 4 и 5 статьи 19 Федерального закона N 248-ФЗ на иное не указывают.
С учетом выявленных в ходе проверки нарушений требований пункта 16.5 СП 88.13330.2022 "Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*", подтвержденных доказательствами, отвечающих требованиям допустимости, действия ПАО "ОГК-2" правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (каких-либо иных нарушений ПАО "ОГК-2" не вменено, что на квалификацию действий общества не влияет).
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования, предъявляемые к эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, ПАО "ОГК-2" не соблюдены, объективных сведений, указывающих, что обществом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом после проведенного контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого нарушение и было выявлено, в присутствии защитника юридического лица, соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права разъяснены. Копия протокола вручена.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного положения, а также при отсутствии отягчающих и смягчающих обстоятельств, является обоснованным и справедливым, отвечающим цели административного наказания.
Доводы об истечении срока давности проверялись, были обоснованно отклонены. По результатам прокурорской проверки дело об административном правонарушении в связи с нарушением пункта 16.5 СП 88.13330.2022 "Защитные сооружения гражданской обороны. СНиП II-11-77*" не возбуждалось, в связи с установленным нарушением прокурором принят самостоятельный акт прокурорского реагирования в виде вынесения представления об устранении нарушений закона. При этом должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом - вышеуказанной проверки в отношении ПАО "ОГК-2" выявлено наличие достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Датой выявления административного правонарушения при таких обстоятельствах является 26 мая 2023 года, в связи с чем постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей городского суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 14 Сургутского судебного района города окружного значения Сургута от 14 июля 2023 года, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" оставить без изменения, жалобу защитника публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" Злобина И.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.