Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника Асоева Абдулвосита Абдулвохитовича - Апалихиной Н.Г. на постановление судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 6 октября 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Асоева Абдулвосита Абдулвохитовича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 6 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Челябинского областного суда от 20 октября 2023 года, гражданин Республики "данные изъяты" Асоев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе (поступило две жалобы одинакового содержания) защитник Апалихина Н.Г. просит изменить судебные акты, исключить административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу общего правила пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 6 октября 2023 года в 09 часов 20 минут по адресу: "данные изъяты" выявлен гражданин Республики "данные изъяты" Асоев А.А, который нарушил режим пребывания в Российской Федерации, что выразилось в том, что в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" он в предыдущий период нахождения с 11 августа 2022 года по 15 августа 2023 года пребывал на территории Российской Федерации 370 суток, в период с 6 сентября 2023 года по 6 октября 2023 года пребывал 31 сутки, превысил нормативно установленные 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, уклоняясь от выезда с 9 ноября 2022 года.
Факт совершения Асоевым А.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами.
Обстоятельств, указывающих на необоснованное вменение административного правонарушения, в жалобе не содержится; доводы о том, что при последнем пребывании на территории Российской Федерации (с 6 сентября 2023 года) встал на учет, получил ряд документов, подал документы на патент, событие и состав административного правонарушения не исключают.
Имеющиеся в материалах дела доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости и в своей совокупности являются достаточными для установления вины Асоева А.А. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Асоева А.А. в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны необходимые сведения. Права разъяснены, копия протокола вручена. При составлении протокола Асоев А.А. указал, что в услугах переводчика не нуждается.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, все обстоятельства, имеющие значение, выяснены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Дело рассмотрено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При назначении наказания требования закона соблюдены. Наказание Асоеву А.А. (в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации) назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует положениям статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о том, что на территории Российской Федерации постоянно проживают и имеют имущество родители, подавшие в настоящее время документы на получение гражданства Российской Федерации, доводы о проживании на территории Российской Федерации сестры, являющейся гражданкой Российской Федерации, доводы о совершении правонарушения впервые, доводы о постановке на миграционный учет и принятии мер к получению патента в последнее посещение Российской Федерации, доводы об уплате административного штрафа, не свидетельствуют о необоснованности назначения дополнительного наказания виде административного выдворения.
Указанное наказание наряду с административным штрафом прямо предусмотрено санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Защищаемое право лица на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Предоставленное иностранным гражданам право не препятствуют государству контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в том числе при соблюдении ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо установлена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящем случае указываемые в жалобе доводы с учетом имеющихся в деле доказательств не свидетельствуют о необоснованном вмешательстве в личные и семейные правоотношения, несоразмерном нарушении права Асоева А.А. на уважение личной и семейной жизни.
Проживание длительное время на территории Российской Федерации родителей, имеющих недвижимое имущество, но не обладающих гражданством Российской Федерации, проживание на территории Российской Федерации сестры, являющейся гражданкой Российской Федерации (проживающей согласно паспорту в другом регионе Российской Федерации), а также желание Асоева А.А. легализовать в настоящее время свой правой статус, не свидетельствуют о наличии устойчивых семейных и социальных связей, которые могли бы повлиять на решение вопроса об обоснованности применения наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Учитывая представленные доказательства, касающиеся характера совершенного административного правонарушения, личности лица, привлекаемого к ответственности, иных обстоятельств, мера административного воздействия без назначения наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, прямо предусмотренного санкцией нормы, не может способствовать выполнению задач законодательства об административных правонарушениях и достижению цели административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений.
При пересмотре дела по жалобе судьей областного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в полном объеме, исследованы все представленные в материалы дела доказательства. По результатам рассмотрения жалобы вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 6 октября 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 20 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Асоева Абдулвосита Абдулвохитовича оставить без изменения, жалобу защитника Асоева Абдулвосита Абдулвохитовича - Апалихиной Н.Г. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.