Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Тиуновой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента архитектуры, строительства и земельных отношений администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 8 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 29 марта 2023 года по административному делу N 2а-12902/2022 по административному исковому заявлению Демитрова Сергея Николаевича о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельных участков, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, возражения представителя административного истца Лушникова А.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Демитров С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений администрации города Кургана (далее - Департамент) о признании незаконным решения от 30 августа 2022 года об отказе в перераспределении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" возложении обязанности осуществить перераспределение земельного участка и утвердить схему его расположения.
В обоснование иска указано, что Управлением Росреестра по Курганской области истцу выдано предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства, выразившегося в использовании земельного участка размером 40 кв.м без предусмотренных прав на землю. В связи с этим истец обратился в Департамент с заявлением о предварительном согласовании и утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка. В предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы было отказано в связи с тем, что спорный земельный участок относится к землям общего пользования, приводит к заужению проезжей части и нарушает линию регулирования жилой застройки. По мнению истца, данный отказ является незаконным и необоснованным, поскольку не доказано образование земельного участка за счет земель общего пользования и его нахождение в границах красных линий.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 8 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 29 марта 2023 года, административный иск удовлетворен. Оспариваемое решение признано незаконным. На Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Демитрова С.Н. о перераспределении земельных участков в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. С Департамента в пользу Демитрова С.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной 6 октября 2023 года, административный ответчик Департамент просил указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что испрашиваемый земельный участок образуется за счет территории общего пользования, предназначенной для организации улично-дорожной сети и прокладки инженерных коммуникаций, увеличение площади земельного участка приводит к заужению улицы Арбинской и нарушению линии застройки; отсутствие установленных красных линий не является основанием для несоблюдения ширины улицы, которая определена сводом правил; при подготовке схемы расположения земельного участка не учтены земли общего пользования, в связи с чем оспариваемое решение является законным.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельного участка (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)), поэтому до заключения соглашения о перераспределении земельных участков органом, уполномоченным на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должна быть утверждена схема расположения земельного участка с целью его формирования и постановки на кадастровый учет (п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ).
Статья 39.28 ЗК РФ устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Так, подп. 3 п. 1 указанной статьи предусмотрено, что допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных размеров земельных участков.
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков может быть отказано, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Подпунктом 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ.
Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Росреестра от 19 апреля 2022 года N П/0148 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которым схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории); при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются в том числе материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, местоположении границ земельных участков.
Как следует из собранных доказательств и установлено судами, Демитрову С.Н. с 11 февраля 2015 года на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 454 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: "данные изъяты".
Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. На земельном участке расположены жилой дом и вспомогательные строения.
В результате проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, проведенной в отношении Демитрова С.Н. Управлением Росреестра по Курганской области, установлен факт использования земельного участка площадью 40 кв.м в кадастровом квартале "данные изъяты" (в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты") без оформления прав на него. Истцу выдано предписание устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, срок исполнения которого неоднократно продлевался.
15 июля 2022 года Демитров С.Н. обратился в Департамент с заявлением о перераспределении земель и (или) земельный участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, представив в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную кадастровым инженером Марковецкой Е.Б. Схемой предусмотрено образование земельного участка площадью 541 кв.м.
Решением Департамента от 30 августа 2022 года N Д-75.6-249а в перераспределении земельного участка отказано в соответствии с подп. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку это приведет к заужению ширины улицы Арбинской и нарушению линии застройки, представленная схема не может быть утверждена на основании подп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Не согласившись с данным решением, Демитров С.Н. обратился в суд.
Разрешая спор по существу и признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что вопреки п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в перераспределении земельных участков фактически не содержит конкретных оснований к отказу в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и о перераспределении земельных участков; административным ответчиком не доказано, что спорный земельный участок является территорией общего пользования.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как следует из положений п. 11, 12 ст. 1, ч. 3 ст. 42, ч. 6 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии обозначают границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары)) и отображаются в документации по планировке территории.
Установив, что красные линии улицы Арбинской в г. Кургане не установлены в предусмотренном законом порядке, земельный участок под улично-дорожную сеть не сформирован, фактически используемый истцом земельный участок огорожен забором и доступ на него иных лиц отсутствует, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, испрашиваемый земельный участок не образуется за счет территории общего пользования. При этом расстояние от границы этого участка до границы земельного участка, расположенного напротив (с кадастровым номером "данные изъяты"), будет составлять не менее 15 м (л.д. 38-40, 43), что не противоречит таблице 11.2 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утв. Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр, согласно которой для крупных и больших городских центров ширина улиц и дорог местного значения в красных линиях принимается от 15 до 30 м (в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны).
Кроме того, из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и сведений публичной кадастровой карты, размещенных в открытом доступе (https://pkk.rosreestr.ru), следует, что граница образуемого путем перераспределения земельного участка проходит по одной линии с границами отдельных земельных участков, расположенных по улице Арбинской в г. Кургане.
Поскольку административным ответчиком, вопреки положениям ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не доказано соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суды правомерно признали данное решение незаконным как нарушающее право административного истца на перераспределение земельных участков.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов. Поэтому оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 8 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 29 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента архитектуры, строительства и земельных отношений администрации города Кургана - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.