Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Тиуновой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 июня 2023 года по делу N 2-5182/2022 по исковому заявлению военного прокурора Еланского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Минобороны России, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России незаконным, возложении обязанности обеспечить поставку питьевой воды надлежащего качества.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, объяснения представителя административного ответчика ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Терещенко Д.В, поддержавшей кассационную жалобу, возражения прокурора Голованова А.И, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Еланского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Минобороны России, в котором просил признать незаконным бездействие ответчиков по непринятию мер для приведения качества питьевой воды, поставляемой гражданам, проживающим в военном городке N 9 в п/о Порошино Камышловского района Свердловской области, в соответствие требованиям санитарных норм и правил, возложить на ответчиков обязанность обеспечить поставку населению указанного военного городка N 9 питьевой воды надлежащего качества (т.3 л.д. 108-109).
В обоснование иска указано, что военной прокуратурой Еланского гарнизона по жалобе гражданки Алексеенко И.А. проведена проверка исполнения должностными лицами ПУ N 8/4 ЖКС N 8 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЦВО) требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что водоснабжение расположенных в жилой зоне военного городка N9 (п/о Порошино Камышловского района Свердловской области) многоквартирных жилых домов и казарм в/части 31612 осуществляется из 6 артезианских скважин, предназначенных для хозяйственно-питьевых целей, находящихся в собственности Российской Федерации и закрепленных с марта 2017 года на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - Учреждение). Согласно уставу Учреждение оказывает жилищно-коммунальные услуги Вооруженным Силам РФ, в том числе по забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд. Вместе с тем переданная Учреждению система сооружений по добыче, очистке и прокачки воды длительное время не проходила ремонтные работы в процессе эксплуатации Учреждением. Вследствие этого в жилые дома и объекты военного городка поставляется вода, которая не соответствует санитарным нормам и правилам, что нарушает гарантированные законом права военнослужащих, проходящих службу в названных воинских частях.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 июня 2023 года, исковые требования удовлетворены. На ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Минобороны России возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить поставку населению военного городка N 9, расположенного по адресу: Камышловский район Свердловской области, п/о Порошино, питьевой воды надлежащего качества, соответствующей требованиям санитарных правил и норм.
В кассационной жалобе, поданной 6 октября 2023 года, административный ответчик Учреждение просило указанные судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что суд не определил, бездействие какого ответчика приводит к нарушению права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества; также суд не установил, в компетенцию какого ответчика входит совершение тех или иных действий, необходимых для приведения качества воды в соответствие с санитарными нормами и правилами; отсутствие определенности в резолютивной части решения суда делает невозможным его исполнение; установленного судом трехмесячного срока недостаточно для проектирования и строительства станции обезжелезивания системы водоснабжения военного городка; вопросы реконструкции и капитального ремонта системы водоснабжения отнесены к полномочиям ФКП "УЗКС Минобороны России".
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27 октября 2023 года осуществлен переход к рассмотрению кассационной жалобы по правилам административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд представителей административного ответчика Минобороны России и заинтересованного лица, которые извещены надлежащим образом.
Рассмотрев дело в порядке административного судопроизводства (ст. 1 КАС РФ), проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя административного ответчика и прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Частью 2 ст. 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному делу имеются.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (п. 1).
В силу п. 1, 2 ст. 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые установлены в том числе СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 3.
Согласно п. 75, 76 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие в том числе выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой.
В случае несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения, должна применяться водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами (п. 91 СанПиН 2.1.3684-21).
Как подтверждается собранными доказательствами, водоснабжение военного городка N 9, расположенного в п/о Порошино Камышловского района Свердловской области, обеспечивается с использованием водозаборных скважин. Вода, поставляемая населению городка, не соответствует санитарным нормам и правилам.
С 24 марта 2017 года скважины N 1, 4, 7, 8, 15, 16 и другое имущество, входящее в систему водоснабжения военного городка N 9, закреплены за Учреждением на праве оперативного управления.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из доказанности факта нарушения прав неопределенного круга лиц на получение питьевой воды надлежащего качества. При этом суды пришли к выводу о том, что надлежащими ответчиками по делу являются и Минобороны России, и Учреждение.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов в части возложения на Минобороны России обязанности обеспечить поставку населению военного городка N 9 питьевой воды надлежащего качества в установленный срок основаны на неправильном применении норм материального права по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России.
В силу подп. 68 п. 7 Положения к полномочиям Минобороны России в числе прочего отнесена организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.
При этом согласно п. 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России образовано приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155, и согласно уставу основной целью деятельности Учреждения является предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Для достижения данной цели Учреждение осуществляет в том числе забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд. Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления (п. 21 устава); осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт) закрепленных на праве оперативного управления объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков (п. 25 устава).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение. Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность, в частности, за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. Жилищно-коммунальная служба Учреждения несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, и осуществляет выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду, иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (п. 15, 16 Руководства).
По итогам проведенной военной прокуратурой Еланского гарнизона проверки исполнения должностными лицами ПУ N 8/4 ЖКС N 8 филиала Учреждения (по ЦВО) законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при организации питьевого водоснабжения прокурор внес представление об устранении нарушений закона начальнику ЖКС N 8 филиала Учреждения (по ЦВО) (т.1 л.д. 19-27), а само Учреждение привлечено к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т.1 л.д. 46-57).
При таких данных суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, правильно удовлетворил требования прокурора, предъявленные к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Вместе с тем возлагая на Минобороны России как собственника имущества обязанность по совершению действий, суды не применили названные выше нормативные правовые акты, не учли организационную структуру министерства и наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, не приняли во внимание, что Минобороны России организацией и производством работ в силу установленных полномочий не занимается.
С учетом изложенного принятые по делу судебные акты нижестоящих судов в части удовлетворения требований прокурора, предъявленных к Минобороны России, являются незаконными и подлежат отмене.
В остальной части оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Скважины и иное имущество, используемое для водоснабжения населения военного городка N 9, закреплено на праве оперативного управления за Учреждением, которое обязано осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, и вправе, вопреки выводам суда апелляционной инстанции, заключать для этого необходимые договоры.
В план мероприятий по оптимизации затрат на эксплуатационное содержание коммунальных объектов ЖКС N 8 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЦВО) на 2020 год применительно к военному городку N 9 были включены работы по замене изношенных участков сетей водоснабжения, установке систем автоматизации артезианских скважин, системы обеззараживания воды (т.1 л.д. 139-141), однако данные работы выполнены Учреждением не были.
Доводы жалобы о неисполнимости решения суда и недостаточности трехмесячного срока для выполнения работ проверялись судом апелляционной инстанции и отклонены им с приведением мотивов, не согласиться с которыми оснований у судебной коллегии не имеется.
Учреждение, исполняя решение суда, вправе самостоятельно определить действия, совершение которых обеспечит поставку воды надлежащего качества населению военного городка N 9 (например, замена изношенных участков сетей водоснабжения, установка систем автоматизации артезианских скважин, системы обеззараживания воды, непрерывного ограждения первых поясов зон санитарной охраны водозаборных скважин N 4, 16 южного водозаборного участка; освобождение территории данного участка от металлолома и др.). Доводы жалобы о необходимости строительства станции обезжелезивания системы водоснабжения военного городка, которое в полномочия Учреждения не входит, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела достоверно не следует, что единственной причиной поставки населению военного городка воды ненадлежащего качества является отсутствие вышеуказанной станции, при этом, вопреки доводам жалобы, ремонт и реконструкция недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, уставом возложены на него.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 22 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 июня 2023 года отменить в части удовлетворения исковых требований военного прокурора Еланского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Минобороны России о возложении обязанности обеспечить поставку населению военного городка N 9, расположенного по адресу: Свердловская область, Камышловский район, п/о Порошино, питьевой воды надлежащего качества, соответствующей требованиям санитарных норм и правил в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в удовлетворении иска в данной части отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.