Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Тиуновой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Юлаева Игоря Камильевича, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 августа 2023 года по административному делу N 2а-492(8)/2023 по административному исковому заявлению Юлаева Игоря Камильевича о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Юлаев И.К, отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившееся в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, присудить компенсацию за нарушение условий содержания в размере 500 000 руб.
В обоснование иска указано, что Юлаев И.К. в нарушение ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) содержится в отряде N 4 совместно с осужденными, имеющими различные виды рецидивов, а также не имеющими рецидива преступлений, отбывающими наказание в виде лишения свободы впервые. Такие же нарушения допущены администрацией учреждения при помещении истца в камеру ШИЗО, на производственных участках. Указанные условия содержания в исправительном учреждении доставляли административному истцу ежедневные нравственные страдания и переживания, он беспокоился о своей безопасности.
Определением суда первой инстанции от 30 марта 2023 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России и Минфин России.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 апреля 2023 года административный иск удовлетворен частично. Признанно незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившееся в необеспечении раздельного содержания осужденного Юлаева И.К. от осужденных при рецидиве преступлений, с особо опасным рецидивом преступлений и не имеющих рецидива преступлений; в его пользу взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации. В удовлетворении требований Юлаева И.К. к Минфину России отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 августа 2023 года (с учетом определения судебной коллегии об исправлении описки от 15 августа 2023 года) решение суда первой инстанции изменено, абзац второй его резолютивной части изложен в следующей редакции: "Признать незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившееся в нарушении условий содержания Юлаева Игоря Камильевича ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области в период с 10.08.2020 по 15.03.2023". В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 26 октября 2023 года, административные ответчики просили судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что нарушение прав истца не доказано; оснований для присуждения компенсации морального вреда не имелось; судом не учтено, что истец пропустил срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, в отсутствие уважительных причин; с жалобами на условия содержания истец не обращался; взысканная сумма компенсации не отвечает требованиям разумности и справедливости, является чрезмерно завышенной.
В кассационной жалобе, поданной 1 ноября 2023 года, административный истец просил вышеуказанные судебные акты отменить или изменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что в резолютивной части решения суда первой инстанции необходимо было указать на работу истца в швейном цехе с осужденными, впервые отбывающими лишение свободы; о взыскании компенсации морального вреда Юлаев И.К. не заявлял; компенсация присуждена истцу в минимальном размере.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2023 года отказано в удовлетворении ходатайства административного истца о проведении заседания суда кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационные жалобы рассмотрены в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания по данному делу имеются.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ дела по искам о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства. При рассмотрении административного искового заявления о нарушении условий содержания и присуждении компенсации суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч. 1 ст. 82 УИК РФ).
В п. 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Как установлено судами и подтверждается собранными по делу доказательствами, приговором Ленинского районного суда г. Омска от 29 ноября 2019 года, вступившим в законную силу 11 июня 2020 года, Юлаев И.К. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, к лишению свободы на срок 5 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Указанным приговором в его действиях установлен опасный рецидив преступлений.
С 21 июля 2020 года Юлаев И.К. отбывает наказание в ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, при этом допускается его совместное содержание с осужденными при простом рецидиве, осужденными при особо опасном рецидиве, осужденными без рецидива (лицами, впервые осужденными к лишению свободы).
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из установления факта нарушения условий содержания истца в исправительном учреждении, выразившегося в необеспечении раздельного содержания истца, в действиях которого установлен опасный рецидив, от осужденных при рецидиве преступлений, особо опасном рецидиве преступлений и лиц, не имеющих рецидива преступлений.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда о наличии оснований для взыскания компенсации за необеспечение раздельного содержания истца от осужденных, имеющих особо опасный рецидив, вместе с тем пришел к заключению о том, что права административного истца не нарушены в результате совместного его содержания с лицами, впервые отбывающими наказание, с осужденными при рецидиве преступлений и без такового; доказательств совершения указанными лицами в отношении Юлаева И.К. противоправных действий не имеется. Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из того, что содержание истца с осужденными при особо опасном рецидиве закону не соответствует, а определенная судом первой инстанции компенсация в размере 5 000 руб. в достаточной степени восполняет нарушение условий содержания истца в исправительном учреждении, являясь разумной и справедливой.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов согласиться не может в силу следующего.
Согласно ч. 2 ст. 80 УИК РФ лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок.
Грамматическое толкование приведенных правовых норм позволяет заключить, что осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений должны изолированно содержаться от иных категорий осужденных, при этом закон не исключает совместного содержания осужденных при опасном рецидиве и осужденных при особо опасном рецидиве преступлений.
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 11 февраля 2021 года, вступившим в законную силу 13 мая 2021 года, удовлетворен административный иск Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Свердловской области, признаны незаконными действия ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившиеся в необеспечении раздельного содержания осужденных при опасном и особо опасном рецидиве преступлений от осужденных при рецидиве преступлений и не имеющих рецидива преступлений, лиц, впервые осужденных к лишению свободы. На административных ответчиков возложена обязанность в срок до 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения.
Ни в указанном решении, ни в адресованном истцу ответе Тавдинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 11 апреля 2023 года не имеется выводов о невозможности совместного содержания лиц при опасном рецидиве и лиц при особо опасном рецидиве, о незаконности содержания истца с осужденными при особо опасном рецидиве, а совместное содержание его с осужденными иных категорий, как правильно установлено судом апелляционной инстанции, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах в связи с неправильным применением норм материального права обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Юлаевым И.К. требований.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы Юлаева И.К. не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 26 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 15 августа 2023 года (с учетом определения судебной коллегии об исправлении описки от 15 августа 2023 года) отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Юлаева Игоря Камильевича о признании незаконным бездействия ФКУ ИК-26 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившегося в нарушении условий содержания в исправительном учреждении, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 500 000 руб. отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационных жалоб Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.