Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Вдовиченко И.М, Данилкиной А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Новисова Бориса Соломоновича на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2023 года по административному делу N 2а-2716/2023 по административному исковому заявлению Новисова Бориса Соломоновича, действующего в своих интересах и интересах Независимого межрегионального профессионального союза "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ", Отдельной территориальной профсоюзной организации N 2 Свердловской области, к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области (Свердловскстат), исполняющей обязанности руководителя Свердловскстата Перуновой Антонине Станиславовне об оспаривании действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Вдовиченко И.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Новисов Б.С. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения:
- просил признать незаконными действия руководителя Свердловскстата Перуновой А.С, выразившиеся в требовании по предоставлению Независимым межрегиональным профессиональным союзом "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ", его структурными территориальными организациями и профсоюзными органами в лице уполномоченных профсоюзных организаторов предоставлять "пустую" отчетность, в том числе по форме П-4, что не соответствует положению ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности";
- обязать руководителя Свердловскстата Перунову А.С. принять письменное решение, запрещающее подчинённым ей должностным лицам (госслужащим) отправление любых письменных требований о предоставлении какой-либо отчётности об уставной профсоюзной деятельности Независимого межрегионального профессионального союза "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ".
В обоснование иска указано, что истец является членом Независимого межрегионального профессионального союза "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ" и состоит на профсоюзном учете в Отдельной территориальной профсоюзной организации N 2 Профсоюза. Должностные лица Свердловскстата направили профсоюзным организаторам электронные письма с требованием ежемесячно представлять "пустые" отчёты по форме П-4, с разъяснением об административной ответственности за несвоевременное представление требуемой отчётности. Такие действия ущемляют право о неподотчетности уставной профсоюзной деятельности органам исполнительной власти, в связи с чем в Свердловскстат последовало соответствующее заявление, на которое последним был дан ответ об имеющейся у профсоюзных организаторов формальной обязанности отчитываться за явление, которое подлежит статистическому учёту по форме П-4. Такая позиция противоречит действующему законодательству о профсоюзах, а также Конвенции Международной Организации Труда от 09.07.1948 N 87. Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620, является подзаконным актом, юридическая сила которого не преодолевает юридическую силу положений статей 5 и 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", предусматривающих независимость в деятельности профсоюзов, в том числе от органов исполнительной власти.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2023 года, административные исковые требования Новисова Б.С. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 23 октября 2023 года, административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 года N 10-ФЗ профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
В соответствии со статьей 5 названного Федерального закона, профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны; запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их установленной деятельности.
Из материалов дела усматривается, что Независимый межрегиональный профессиональный союз "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ" является некоммерческой организацией, сведения о регистрации которой внесены в ЕГРЮЛ 8 ноября 2021 года.
Отдельная территориальная профсоюзная организация N 2 Свердловской области Независимого межрегионального профессионального союза "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ" является структурной территориальной организацией, а также некоммерческой организацией, сведения о регистрации которой внесены в ЕГРЮЛ 31 марта 2022 года.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации, в том числе юридические лица.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 282-ФЗ установлено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Закона N 282-ФЗ).
Пунктом 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620, установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации в числе прочих юридическими лицами.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 данного Положения N 620 от 18 августа 2008 года первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.
В соответствии с формой N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" и указаниями по ее заполнению, утвержденной Указом Росстата 30 ноября 2022 года N 872 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", пункт 1 Указаний в 2023 году (как и в 2022 году) форму П-4 должны представить юридические лица, являющиеся: коммерческими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства); некоммерческими организациями всех форм собственности, осуществляющими все виды экономической деятельности.
Срок сдачи формы П-4 зависит от средней численности работников и годового оборота организации: представляется: ежемесячно юридическими лицами, кроме организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот составляет не более 800 млн рублей; ежеквартально юридическими лицами, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот составляет не более 800 млн рублей.
Организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии, а также зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем либо предыдущем году, представляют данные по форме П-4 ежемесячно независимо от средней численности работников и объема оборота организации.
Вместо обязанности ежеквартально подавать форму П-4 один раз в год по форме федерального статистического наблюдения 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников" отчитываются юридические лица - НКО, включая организационно-правовую форму в виде профсоюзной организации, ассоциации (союзы).
В соответствии с формой N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" и указаниями по ее заполнению, утвержденной Указом Росстата 29.07.2022 N 532, первичные статистические данные по форме N П-4 ежемесячно предоставляют, в том числе юридические лица, зарегистрированные или прошедшие реорганизацию в текущем или предыдущем году, независимо от численности работников и объема оборота организации. При этом, в случае отсутствия наблюдаемого явления обязательно направление респондентом подписанного в установленном порядке отчета по форме, незаполненного значениями показателей "пустого" отчета по форме. Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков (пункты 1, 2 Указаний).
Как усматривается из материалов дела, 9 января 2023 года Свердловскстат направил Отдельной территориальной профсоюзной организации N 2 Свердловской области требование о представлении отчетности по форме П-4 за декабрь 2022 года в срок до 15 января 2023 года. В данном требовании указано, что в отсутствие наблюдаемого явления обязательно направление респондентом подписанного в установленном порядке отчета по форме, не заполненного значениями показателей (пустого отчета по форме). Во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда, пришел к выводу о том, что действия административных ответчиков, инициировавших подчинённых должностных лиц присылать требования о предоставлении "пустой" отчётности, в том числе по форме П-4, Независимому межрегиональному профессиональному союзу "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ", его структурным территориальным организациям и профсоюзным органам в лице уполномоченных профсоюзных организаторов, являются законными, не противоречащими положениям действующего законодательства, а также не нарушают права и законные интересы административного истца Новисова Ю.С, действующего в своих интересах и в интересах Независимого межрегионального профессионального союза "СОДЕЙСТВИЕ ТРУДУ", Отдельной территориальной профсоюзной организации N 2 Свердловской области. Совокупность условий, необходимых в силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административных исковых требований, отсутствует.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, либо иных доказательств в обоснование своей правовой позиции Новисовым Б.С, в том числе в кассационной жалобе, не представлено.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у профсоюзной организации в силу положений статей 5 и 6 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" обязанности по представлению статистической отчетности как таковой, а также по предоставлению "пустой" отчётности, в том числе по форме П-4, основаны на субъективном ошибочном толковании норм закона и являются безосновательными, поскольку законодателем прямо установлена обязанность респондентов, к каковым относятся и профсоюзные организации, по предоставлению первичных статистических данных субъектам официального статистического учета по установленной форме, в том числе путем заполнения титульного раздела формы в случае отсутствия наблюдаемых явлений.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют доводы, которыми обоснованы административные исковые требования и были приведены в апелляционной жалобе, судами рассмотрены и отклонены со ссылкой на установленные обстоятельства настоящего дела и подлежащие применению приведенные выше нормы права, с изложением в судебных актах мотивов их непринятия.
Каких-либо иных доводов, способных на стадии кассационного рассмотрения поставить под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену либо изменение, в кассационной жалобе не приведено.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 10 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Новисова Бориса Соломоновича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 15 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.