Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнения к кассационной жалобе Пучкова Дмитрия Андреевича на решение Курганского городского суда Курганской области от 27 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 5 июля 2023 года, принятые по административному делу N2а-1571/2023 по административному исковому заявлению Пучкова Дмитрия Андреевича к начальнику Федерального казенного учреждения Исправительная колония N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области Искулову А.К, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть N74 Федеральной службы исполнения наказаний о признании действий (бездействия), постановления незаконными.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав возражения представителей Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области, Федерального казенного учреждения Исправительная колония N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области - Кулагиной А.В, Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N74 Федеральной службы исполнения наказаний - Полетаева Д.В. по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пучков Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) к начальнику Федерального казенного учреждения Исправительная колония N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области) Искулову А.К, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть N74 Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России) о признании незаконными постановления начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Искулова А.К. от 28 октября 2022 года о наложении взыскания в виде водворения в штрафной изолятор; действий ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, выразившихся в проведении на ежедневной основе, в том числе 24 октября 2022 года с 6:10 до 6:30 часов проверки наличия осужденных; приказа начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Искулова А.К, утвердившего распорядок дня исправительного учреждения, и данный распорядок в части проведения на ежедневной основе проверки внешнего вида с 6:10 до 6:30 часов и с 21:20 до 21:20 часов; действий (бездействия) ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области, выразившихся в отказе Пучкову Д.А. 24 октября 2022 года в установлении постельного режима в соответствии с имевшимися у него симптомами; действий (бездействия) ФКУЗ МСЧ-74 ФСИН России, выразившихся в неустановлении Пучкову Д.А. освобождения от массовых мероприятий, в частности "физическая зарядка, проверка внешнего вида", по результатам медицинского осмотра 24 октября 2022 года в соответствии с имевшимися симптомами, температурой и диагнозом; решений (рапортов) ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания, имеющихся в материалах личного дела и связанных с проведением бесед профилактического (воспитательного) характера о недопустимости нарушений установленного порядка отбывания наказания.
В обоснование указано, что отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области. Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Искуловым А.К. от 28 октября 2022 года наложено взыскание в виде водворения в ШИЗО на 6 суток, за не нахождение 24 октября 2022 года в 6:21 в строю осужденных отряда N 11 во время проверки. Водворение в ШИЗО неоднократно откладывалось по состоянию здоровья, приведено в исполнение 08 ноября 2022 года. Полагает, что при привлечении к дисциплинарной ответственности не соблюдены требования закона, не учтены обстоятельства совершения вмененного нарушения, поскольку не было умысла на его совершение, в строю осужденных не находился, в связи с тем, что выход на построение отряда не объявлялся дневальным общежития на момент 6:21 часов, фактически строя осужденных в это время не было, все вышли позже после объявления о построении, у самого административного истца имелись физическая слабость, недомогание. При рассмотрении нарушения комиссией было отказано в ознакомлении с доказательствами фиксации нарушения, чем нарушено право на защиту. Нарушен порядок принятия решения. Само установление проведения проверки осужденных с 6:10 до 6:30 часов следует признать незаконным, подменяющим проведение других режимных мероприятий, возлагающим на Пучкова Д.А. незаконно дополнительные обязанности. Распорядок дня ФКУ ИК-2, утвержденный приказом начальника учреждения, в части проведения проверки внешнего вида с 6:10 до 6:30 часов и с 21:20 до 21:20 часов является незаконным, противоречит Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Указывает, что ему необоснованно отказано в ознакомлении с доказательствами допущенного нарушения, его виновность в совершении дисциплинарного нарушения не установлена, решение комиссией принималось не путем голосования ее членов, мнение большинства членов комиссии не выражалось и не выяснялось, его отсутствие и тайна голосования не обеспечивалось; хранение видеозаписей комиссии в отделе по воспитательной работе с осужденными не обеспечено. Само событие дисциплинарного нарушения надлежащими доказательствами не доказано. Из представленной характеристики административный истец узнал, что с ним в связи с нарушением установленного порядка отбывания наказания проводились профилактические беседы, обстоятельства которых ему не известны, но которые учитываются при применении мер взыскания. Нарушения порядка отбывания наказания, зафиксированные в решениях (рапортах), ничем не подтверждены, соответствующие решения подлежат признанию незаконными. Из содержания справки осмотра от 24 октября 2022 года, поставленного диагноза и сопутствующих симптомов заболевания следует, что имелись медицинские основания для освобождения от массового мероприятия "физическая зарядка, проверка внешнего вида".
Решением Курганского городского суда Курганской области от 27 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 5 июля 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 25 октября 2023 года, Пучков Д.А, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене судебных актов. В обоснование повторяет доводы о незаконности постановления начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Искулова А.К. от 28 октября 2022 года о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО. Указывает, что проверка наличия осужденных в 6:21 часов действующим распорядком дня не предусмотрена, в связи с чем фактически вмененное нарушение на нарушение распорядка дня не указывает. При проверке законности постановления не учтены положения статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (в части того, что при применении взыскания должны учитываться обстоятельства нарушения и личность осужденного). В апреле 2023 года после обращений административного истца распорядок дня был изменен, новый распорядок приведен в соответствие с законом, период времени на действия, предшествующие мероприятию "физическая зарядка, проверка внешнего вида" существенно увеличен. Считает, что оставлены без должного внимания и оценки справки медицинского осмотра от 24 октября 2022 года, соответственно, без должной оценки оставлено и письменное объяснение административного истца от 24 октября 2022 года о его болезненном состоянии. В нарушении требований процессуального закона судами нарушено право на защиту, в заявленных ходатайствах, которыми административный истец мог подтвердить свои доводы, необоснованно отказано. Суды формально подошли к разрешению дела, что недопустимо по данной категории споров.
В дополнении к кассационной жалобе Пучков Д.А. ссылается на то, что постановлением заместителя прокурора Курганской области от 8 сентября 2023 года постановление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области от 28 октября 2022 года отменено по причине незаконности.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнений к кассационной жалобе, выслушав возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Внутренний распорядок исправительных учреждений при реализации предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации порядка и условий исполнения наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции осужденных к лишению свободы, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей регламентируется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110 (далее - Правила N 110).
Согласно пунктам 10.1, 10.2, 10.3 Правил N 110, осужденные обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении, выполнять законные требования работников уголовно-исправительной системы.
В соответствии с пунктом 395 Правил N 110, распорядок дня осужденных к лишению свободы в исправительном учреждении (за исключением ВК) включает в себя время подъема, утреннего и вечернего туалета, физической зарядки, приема пищи, вывода на работу и с работы, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, проверок наличия осужденных к лишению свободы, отбоя, личное время. При этом гарантируется непрерывный восьмичасовой сон осужденных к лишению свободы.
Распорядок дня осужденных к лишению свободы (за исключением ВК), утверждается приказом начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего, на основе примерного распорядка дня осужденных к лишению свободы (рекомендуемый образец приведен в приложении N 10 к настоящим Правилам).
Утвержденный распорядок дня осужденных к лишению свободы доводится до сведения администрации исправительном учреждении и осужденных к лишению свободы, в том числе с использованием информационного терминала (при его наличии и технической возможности), и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации (пункт 399 Правил N 110).
Распорядок дня осужденных к лишению свободы может быть временно изменен в связи с введением режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии со статьей 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, проведением оперативно-розыскных и иных мероприятий для предупреждения их побега и других преступлений, а также нарушения установленного порядка отбывания наказания (пункт 406 Правил N 110).
Проверка наличия осужденных к лишению свободы осуществляется в исправительном учреждении ежедневно утром и вечером в часы, определенные распорядком дня осужденных к лишению свободы. Одновременно проверяется их внешний вид (пункт 407 Правил N 110).
Приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области от 29 июля 2022 года N 271 утвержден распорядок дня. Согласно приложению N 1 к указанному приказу установлен распорядок дня осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-2, которым установлено: 06.10-06.30 - физическая зарядка, проверка внешнего вида; 08.10-08.40 - проверка наличия осужденных, осмотр внешнего вида; 18.30-19.00 - проверка наличия осужденных, осмотр внешнего вида; 21.20-21.40 проверка внешнего вида.
Из рекомендуемого образца распорядка дня осужденных к лишению свободы, приведенного в приложении N 10 к Правилам N 110, следует, что утренний осмотр, утренняя и вечерняя проверки - до 40 минут.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пучков Д.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области с 19 декабря 2018 г.
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области от 28 октября 2022 года Пучков В.А. водворен в штрафной изолятор (ШИЗО) сроком на 6 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что 24 октября 2022 года в 06 часов 21 минуту во время проверки наличия осужденных отряда N 11 в изолированном участке отрядов N 10, 11 жилой зоны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Курганской области Пучков Д.А. отсутствовал в строю на месте построения отряда, был задержан в комнате отдыха отряда N 11, тем самым нарушил пункт 10.2 главы 2 Правил внутреннего распорядка дня исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 г. N 110.
Указанное постановление объявлено Пучкову Д.А. 28 октября 2022 года, о чем в постановлении имеется соответствующая отметка и его подпись. Согласно записи медработника Пучков Д.А. по состоянию здоровья 28 октября 2022 года в 15:40 часов не может находиться в ШИЗО, принят 8 ноября 2022 года в 15:50 часов после медицинского осмотра, освобожден 14 ноября 2022 года в 15:50 часов.
Разрешая требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Пучковым Д.А. требований, в связи с отсутствием доказательств нарушения прав административного истца в период содержания в исправительном учреждении, в указанный заявителем период.
Между тем судами нижестоящих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться, в частности водворение в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Согласно части 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации до наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Отклоняя доводы административного истца относительно незаконности оспариваемого постановления, суды нижестоящих инстанций исходили из установленного факта соблюдения предусмотренного статьей 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядка наложения на административного истца дисциплинарного взыскания, отсутствии доказательств нарушения прав административного истца.
Между тем, судами не учтено, что в силу части 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.
Вывод суда относительно соответствия наложенного взыскания тяжести характеру нарушения, личности осужденного, с учетом конкретных обстоятельств повлекших нарушение Пучковым Д.А. установленного порядка отбывания наказания, решение суда не содержит, оценки доводам административного истца о несоразмерности назначенного наказания не дано.
Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд определяет имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими (часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), что означает принятие судом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 названного Кодекса).
Допущенные судом первой инстанции нарушения не были устранены при рассмотрении апелляционной жалобы административного истца судом апелляционной инстанции. При неустановлении имеющих значение обстоятельств, выводы судов об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца и отсутствии оснований для удовлетворения являются преждевременными.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, судебная коллегия в силу положений пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 5 июля 2023 года и направить дело на новое апелляционное рассмотрение, при котором суду надлежит разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 5 июля 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 14 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.