Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Зариповой Ю.С, Ладейщиковой М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 7 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 августа 2023 года, принятые по административному делу N 2а-200/2023 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области к Руиной Марине Сергеевне о взыскании недоимки по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее - УФНС России по Курганской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Руиной М.С. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2019 год в размере 98, 00 рублей, пени за период с 2 декабря 2020 года по 9 декабря 2020 года - 0, 11 рублей; недоимки по НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2020 год в сумме 33, 00 рубля, пени за период с 2 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года- 0, 10 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за 2017 год за период с 28 января 2019 года по 17 ноября 2020 года - 251, 27 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год за период с 28 января 2019 года по 17 ноября 2020 года - 1 281, 01 рублей; недоимки по налогу на имущество за 2017 год - 26, 00 рублей, пени - за период с 2 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года - 0, 08 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2019 год - 4 730, 00 рублей, пени за период с 2 декабря 2020 года по 9 декабря 2020 года - 5, 36 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2019 год - 500, 00 рублей, пени за период с 2 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года - 1, 50 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2020 год - 5 060, 00 рублей, пени за период с 2 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года - 15, 18 рублей; недоимки по земельному налогу за 2017 год - 90, 00 рублей, пени за период с 2 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года - 0, 27 рублей; недоимки по земельному налогу за 2018 год - 23, 00 рубля, пени за период с 2 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года - 0, 07 рублей.
В обоснование указано, что Руина М.С. являлась собственником недвижимого имущества, земельных участков, транспортных средств, следовательно, являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога. Также до 24 мая 2017 года являлась индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов. От налоговых агентов получены сведения о получении Руиной М.С. облагаемых налогом доходов, которые налоговыми агентами не удержаны, начислен налог. В установленный законом срок налоги и страховые взносы уплачены не были, в связи с чем на недоимку начислены пени. В адрес Руиной М.С. направлены требования об уплате налогов, пеней, которые не исполнены.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 7 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 августа 2023 года, требования удовлетворены частично, с Руиной М.С. в пользу УФНС России по Курганской области взысканы недоимка по НДФЛ за 2020 год в сумме 33, 00 рублей, пени - 0, 10 рублей за период с 02 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года, недоимка по транспортному налогу за 2020 год - 5 060, 00 рублей, пени - 15, 18 рублей за период с 02 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года, всего взыскано 5 108, 28 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано. Также с Руиной М.С. взыскана государственная пошлина в размере 400, 00 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 13 ноября 2023 года, УФНС России по Курганской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании недоимки по НДФЛ за 2019 год в сумме 98, 00 рублей, пени - 0, 11 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2019 год - 4 730 рублей, пени - 5, 36 рублей, на общую сумму 4 833, 47 рублей; принять по делу новое решение об удовлетворении требований.
В обоснование указывает на неправильное применение положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (без учета подлежащей применению редакции закона), ошибочности выводов судов в части пропуска срока на обращение в суд.
Лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. УФНС России по Курганской области направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база, по общему правилу, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 поименованного Кодекса с учетом особенностей, установленных главой 23 этого Кодекса (пункты 1 и 3).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическими лицами, установлены статьями 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
При несвоевременной уплате налога начисляется пеня в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Руина М.С. в период с 16 ноября 2001 года по 24 мая 2017 года являлась индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, Руина М.С. являлась (является) собственником недвижимого имущества, а также транспортных средств.
Налоговым агентом - АО "ЭК "Восток" предоставлена справка о доходах и суммах налогов физического лица за 2019 год, в соответствии с которой Руиной М.С. получен доход в сумме 750 рублей, с которого исчислен НДФЛ в сумме 98 рублей.
Также налоговым агентом - Уральский банк предоставлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год, в соответствии с которой Руиной М.С. получен доход в сумме 253, 85 рублей, с которого исчислен НДФЛ в сумме 33 рубля.
В связи с неуплатой указанных налогов в установленный налоговым органом срок Руиной М.С. направлялись:
требование N 32865 по состоянию на 18 ноября 2020 года об уплате в срок до 12 января 2021 года, в частности, пени в размере 1281, 01 рублей; пени в размере 251, 27 рублей;
требование N 38511 по состоянию на 10 декабря 2020 года со сроком исполнения до 26 января 2021 года об уплате налога на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 98 рублей и пени 0, 11 рублей, транспортного налога за 2019 год в сумме 4730 рублей и пени 5, 36 рублей;
требование N 24071 по состоянию на 14 декабря 2021 года со сроком исполнения до 19 января 2022 года об уплате налога на доходы физических лиц за 2020 год в размере 33 рублей и пени 0, 10 рублей, транспортного налога в размере 5560 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 16, 68 рублей (в том числе транспортный налог за 2019 год -500 рублей, пени 1, 50 рублей, транспортный налог за 2020 год 5060 год, пени 15, 18 рублей); налога на имущество за 2017 год в сумме 26 рублей и пени в размере 0, 08 рублей, земельного налога в сумме 113 рублей и пени по земельному налогу в сумме 0, 34 рублей (в том числе земельный налог за 2017 год -90 рублей, пени 0, 27 рублей, земельный налог за 2018 год - 23 рубля, пени 0, 07 рублей).
В связи с неисполнением требований об уплате налогов, пени налоговый орган 6 июня 2022 года обратился с заявлением о вынесении судебного приказа. Вынесенный судебный приказ определением мирового судьи судебного участка N 11 Кетовского судебного района Курганской области от 27 июня 2022 года отменен, что послужило основанием для обращения налогового органа с административным исковым заявлением в районный суд- 12 декабря 2022 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что в установленный законом срок Руиной М.С. налог на доходы физических лиц за 2020 год, транспортный налог за 2020 год и пени уплачены не были, порядок и процедура направления требования об уплате налогов, пени налоговым органом соблюдены, срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки по налогам, пени налоговой инспекцией не пропущен, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части взыскания недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 33 рублей и пени 0, 10 рублей за период с 2 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года; недоимки по транспортному налогу за 2020 год в сумме 5060 рублей и пени 15, 18 рублей за период с 2 декабря 2021 года по 13 декабря 2021 года. При этом суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований в части взыскания пени по страховым взносам за 2017 год, недоимки по транспортному налогу за 2019 год, пени, недоимки по земельному налогу за 2017, 2018 годы, пени, установив, что решением Кетовского районного суда Курганской области от 27 января 2021 года налоговому органу было отказано во взыскании с Руиной М.С. недоимки по страховым взносам за 2017 год (дело N 2а-317/2021), решениями Кетовского районного суда Курганской области от 23 декабря 2020 года, 7 июля 2021 года налоговому органу было отказано во взыскании с Руиной М.С. недоимки по земельному налогу за 2017, 2018 годы, кроме того, налоговым органом пропущен срок направления требования об уплате транспортного налога за 2019 года в размере 500 рублей, и обращения к мировому судьей.
Выводы судебных инстанций в указанной части подателем кассационной жалобы не оспариваются, в силу положений части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Отказывая в удовлетворении требований налоговому органу о взыскании недоимки по НДФЛ за 2019 год в сумме 98, 00 рублей, пени - 0, 11 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2019 год - 4 730 рублей, пени - 5, 36 рублей, суд первой инстанции исходил из пропуска срока обращения в суд с указанными требованиями, мотивировав это тем, что по требованию N 38511 от 10 декабря 2020 года срок исполнения был установлен до 26 января 2021 года, с заявлением о выдаче судебного приказа Управление обратилось 06 июня 2022 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Вместе с тем, с принятыми по делу решениями в части отказа во взыскании недоимки по НДФЛ за 2019 год в сумме 98, 00 рублей, пени - 0, 11 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2019 год - 4 730 рублей, пени - 5, 36 рублей, судебная коллегия не может согласиться.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, помимо прочего, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действующего на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В рассматриваемом административном деле судебный приказ вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа о выдаче судебного приказа по мотивам пропуска срока для обращения в суд (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом, правомерность выдачи судебного приказа после его отмены по заявлению должника при рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций не может являться предметом проверки в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что судебный приказ отменен определением мирового судьи судебного участка N 11 Кетовского судебного района Курганской области 27 июня 2022 года, с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 12 декабря 2022 года, выводы судов нижестоящих инстанций о пропуске срока обращения в суд в указанной части являются ошибочными. Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
При таких обстоятельствах судами нижестоящих инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов. С учетом характера допущенного нарушения принятые по делу судебные акты в силу положений пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Кетовский районный суд Курганской области.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, разрешить дело с соблюдением требований процессуального закона, в соответствии с положениями норм материального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 7 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 августа 2023 года в части отказа во взыскании налога на доходы физических лиц за 2019 год в сумме 98, 00 рублей, пени - 0, 11 рублей; транспортного налога за 2019 год - 4 730 рублей, пени - 5, 36 рублей, взыскания государственной пошлины отменить, направить дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части решение Кетовского районного суда Курганской области от 7 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 23 августа 2023 года оставить без изменения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 13 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.