Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 октября 2010 г. по делу N А09-6376/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: не явился, извещен надлежаще; от ответчика: Н.В.Н., адвоката (уд. N 192 от 03.02.2003, дов. от 15.05.2009);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "А", г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.06.2010 по делу N А09-6376/2009, установил:
Управление имущественных отношений Брянской области, г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "А" (далее - ООО "А"), г. Брянск, о взыскании 1 244 536 руб. 88 коп., в том числе 1 160 250 руб. 00 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.06.2008 по 31.03.2009 и 84 286 руб. 88 коп. пени за просрочку внесения арендных платежей за период с 16.06.2008 по 20.05.2009.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.06.2010 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность данного судебного акта не проверялись.
Не согласившись с названным судебным актом, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 01.06.2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд округа не направил. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт следует отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела, 08.06.2007 между Брянской городской администрацией (арендодатель) и ООО "А" (арендатор) на основании протокола аукциона от 25.05.2007 N 9/1 был заключен договор аренды N 38291 земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 3 года (с 01.06.2007 по 31.05.2010) земельный участок общей площадью 3 664 кв. м, находящийся по адресу (адресные ориентиры): г. Брянск, Советский район, ул. К., д/н, ч. 25, для строительства автосервисного центра (л.д. 6-7).
В п. 3.1 договора предусмотрено, что размер арендной платы определяется договором в соответствии с нормативными актами, принятыми органами государственной власти и местного самоуправления.
Согласно п. 3.4 названного договора арендатор обязан вносить арендную плату в УФК по Брянской области ежеквартально равными долями не позднее 15 числа последнего месяца квартала.
Пунктом 3.6 договора за ненадлежащее исполнение обязательств по арендной плате предусмотрено взыскание пени из расчета 1/300 ставки рефинансирования Центробанка, действующей на момент образования недоимки, за каждый день просрочки.
По акту приема-передачи от 08.06.2007 земельный участок передан арендатору (л.д. 15).
11.07.2007 договор аренды N 38291 от 08.06.2007 зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области, о чем в Единый государственный реестр прав внесена регистрационная запись N 32-32-01/040/2007-387.
Ссылаясь на то, что ООО "А" обязательства по внесению арендной платы исполняло ненадлежащим образом, в результате чего за последним за период с 01.06.2008 по 31.03.2009 образовалась задолженность в сумме 1 160 250 руб. 00 коп., на сумму которой начислена пеня в размере 34 886 руб. 91 коп, Управление имущественных отношений Брянской области направило в адрес арендатора претензию от 06.02.2009 исх. N 18-1071 (л.д. 10), в которой потребовало оплатить сумму задолженности и пени, до 25.02.2009 представив в Управление копии платежных документов, подтверждающих оплату.
22.05.2009 Управление имущественных отношений Брянской области вновь направило в адрес ООО "А" претензию исх. N 18-5239, в которой просило погасить задолженность по арендной плате в сумме 1 160 250 руб. 00 коп. и пени в сумме 70 907 руб. 50 коп. в срок до 11.06.2009 (л.д. 17).
Поскольку ООО "А" в добровольном порядке вышеуказанные требования не исполнило, Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из обоснованности произведенного истцом расчета суммы задолженности и пени, а также отсутствия доказательств внесения ответчиком арендной платы за спорный период в заявленной сумме.
При этом довод ООО "А" о необходимости уменьшения размера арендной платы в связи с тем, что в периоды с 29.05.2008 по 25.07.2008 и с 29.01.2009 по 20.04.2009 арендатор был лишен возможности пользоваться арендованным земельным участком ввиду проведения зонирования города и необходимости соблюдения процедуры получения разрешения на использование в соответствии с целевым назначением земельного участка, право аренды которого ответчиком приобретено на аукционе, был отклонен судом области. Суд указал, что ответчик не представил доказательств в подтверждение данных обстоятельств, как и доказательств его обращения в уполномоченные органы за получением разрешения на строительство либо получения отказа уполномоченного органа выдать такое разрешение со ссылкой на принадлежность земельного участка к какой-либо иной градостроительной зоне.
В подтверждения данной позиции суд первой инстанции также сослался на то, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Брянской области от 27.11.2009 по делу N А09-5482/2009 ООО "А" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Брянского городского Совета народных депутатов по изменению разрешенного использования спорного земельного участка.
Однако, ссылаясь на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.11.2009 по делу N А09-5482/2009, суд первой инстанции не учел, что при рассмотрении указанного дела установлено, что после официального опубликования 29.05.2008 Правил землепользования и застройки города Брянска у ООО "А" возникли дополнительные препятствия в использовании приобретенного земельного участка по целевому назначению, которые выразились в необходимости получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по процедуре, регламентированной в названных Правилах. Как указал суд в решении по делу N А09-5482/2009, заявитель - ООО "А" - в силу нового правого регулирования не мог приступить к проектированию и строительству автосервиса без получения вышеназванного разрешения (л.д. 38). При этом судом установлено, что ООО "А" только постановлением администрации N 483 от 20.04.2009 дано разрешение на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка, находящегося в зоне производственных и коммунально-складских объектов (ПК-1) (л.д. 59).
Согласно положениям ст.ст. 37, 39 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объект капитального строительства может быть получено после обсуждения на публичных слушаниях в порядке, предусмотренном ст. 39 кодекса.
Таким образом, в связи с зонированием города, которое было осуществлено после заключения договора аренды земельного участка N 38291, ответчик должен был соблюсти процедуру получения разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка. Кроме того, следует дать оценку доводу ответчика о том, что согласно проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск спорный земельный участок был вначале отнесен к зоне РО, в которой запрещено строительство и ведение хозяйственной деятельности.
Данным обстоятельствам, на которые ссылался ответчик, и которые имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела, судом первой инстанции не дано оценки с точки зрения положений п. 1 ст. 611 и ст. 612 Гражданского кодекса РФ.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции полагает необходимым решение от 01.06.2010 отменить, а дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого следует установить обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, и дать им правильную правовую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287; ч. 1 ст. 288; 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 01.06.2010 по делу N А09-6376/2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям ст.ст. 37, 39 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объект капитального строительства может быть получено после обсуждения на публичных слушаниях в порядке, предусмотренном ст. 39 кодекса.
Таким образом, в связи с зонированием города, которое было осуществлено после заключения договора аренды земельного участка N 38291, ответчик должен был соблюсти процедуру получения разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка. Кроме того, следует дать оценку доводу ответчика о том, что согласно проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск спорный земельный участок был вначале отнесен к зоне РО, в которой запрещено строительство и ведение хозяйственной деятельности.
Данным обстоятельствам, на которые ссылался ответчик, и которые имеют существенное значение для рассмотрения настоящего дела, судом первой инстанции не дано оценки с точки зрения положений п. 1 ст. 611 и ст. 612 Гражданского кодекса РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2010 г. по делу N А09-6376/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании