Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Кузнеченкова Д.Н. и Шпакова С.П. при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе начальника Главного управления "данные изъяты" (далее - "данные изъяты") по "данные изъяты" на решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 31 марта 2023 г. (дело N 2а-57/2023) и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 30 июня 2023 г., принятые по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего Главного управления "данные изъяты" (далее - Главное управление) "звание" Мартикова Алексея Вячеславовича об оспаривании действий командующего "данные изъяты", начальника и жилищной комиссии Главного управления, связанных с порядком рассмотрения его заявления от 12 декабря 2022 г. об изменении данных о составе семьи для реализации жилищных прав.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, а также объяснения представителя Главного управления Аванесяна Е.О. в объеме поданной жалобы, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
решением Краснодарского гарнизонного военного суда от 31 марта 2023 г. удовлетворен указанный административный иск Мартикова, в котором он просил признать незаконным бездействие начальника Главного управления по нерассмотрению заявления от 12 декабря 2022 г. с ходатайством о внесении в жилищное дело данных о принятии на учет его "данные изъяты", как члена семьи с целью реализации своих жилищных прав в полном объеме, обязав ответчиков устранить допущенное нарушение закона.
Суд возложил обязанность на начальника Главного управления в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос принятия "данные изъяты" административного истца ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена его семьи.
Апелляционным определением Южного окружного военного суда от 30 июня 2023 г. решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 31 октября 2023 г, начальник Главного управления просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с несоответствием изложенных в них выводов обстоятельствам дела, допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, а по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на отдельные положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), а также правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 8 сентября 2016 г. N 201-КГ16-28, настаивает на ошибочности выводов судебных инстанций о правомерности требований административного истца, не являющегося военнослужащим, о необходимости рассмотрении по существу заявления, связанного с принятием "данные изъяты" того на жилищный учет.
По мнению автора жалобы, оснований для рассмотрения на заседании жилищной комиссии Главного управления такого вопроса не имелось, поскольку на момент подачи заявления Мартиков был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава управления. При этом заявлений о принятии дочери на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи в период военной службы со стороны административного истца не представлялось.
Кроме этого начальник Главного управления обращает внимание на отсутствие также оснований для принятия "данные изъяты" бывшего военнослужащего на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку она достигла совершеннолетия и является членом семьи своей бабушки, а не отца.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, кассационный военный суд находит ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что Мартиков заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет.
В ноябре 2018 года он был уволен с военной службы в отставку в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, а в марте 2020 г. исключен из списков личного состава воинской части.
Решением жилищной комиссии Главного управления от 25 января 2023 г. административный истец снят с жилищного учета, на котором состоял с 15 августа 2013 г, в связи с предоставлением на него жилищной субсидии в соответствии с платежным поручением от 28 декабря 2022 г.
Однако 12 декабря 2022 г. Мартиков обращался с заявлением к начальнику Главного управления о внесении изменений в его жилищное дело, включив в состав семьи проживающую совместно с ним "данные изъяты", и произвести перерасчет жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) на состав семьи... человека. При этом суды сочли установленным, что административный истец с июля 2019 г. проживает с "данные изъяты" ФИО1 в одной квартире в г. "данные изъяты".
10 января 2023 г. начальник Главного управления направил административному истцу ответ на обращение, в котором указал о несостоятельности требований, поскольку тот обеспечен жилищной субсидией, чем право на обеспечение жилым помещением реализовано.
Удовлетворяя административный иск Мартикова, судебные инстанции пришли к выводу о том, что начальник Главного управления, рассматривая поступившее от административного истца упомянутое заявление от 12 декабря 2022 г, решения о принятии или отказе в принятии на жилищный учет его "данные изъяты" не принял, равно как не сообщил заявителю о необходимости устранения имеющихся в заявлении недостатков, препятствующих рассмотрению поставленного вопроса.
В связи с этим суды посчитали необходимым и возможным возложить на начальника Главного управления обязанность в установленном порядке повторно рассмотреть вопрос принятия "данные изъяты" административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве члена его семьи.
Однако такие выводы, повлекшие принятие ошибочного решения по существу административного иска, основаны на неправильном применении норм материального права.
Так, согласно пункту 13 статьи 15 Закона граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
При этом в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, организация работы по ведению списка (реестра) нуждающихся в жилых помещениях и внесению в него данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет), и членах их семей возлагается на федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В Росгвардии учет военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях (далее - учет нуждающихся военнослужащих), осуществляется центральной жилищной комиссией управления "данные изъяты", жилищной комиссией "данные изъяты", жилищной комиссией органа управления соединения, воинской части (далее - уполномоченные органы) (пункт 2 Правил).
В свою очередь, в соответствии с пунктами 5, 8 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках "данные изъяты", гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках "данные изъяты", утвержденного приказом "данные изъяты" от 28 сентября 2018 г. N 428 (далее - Порядок), граждане, уволенные с военной службы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, желающие получить жилищную субсидию, обеспечении членов их семей жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии, также обращаются в упомянутые уполномоченные органы.
На основании протокола о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей издается приказ "данные изъяты" (приказ командира (начальника) воинской части (организации), в котором указываются номер и дата решения жилищной комиссии о предоставлении жилищной субсидии, получатели жилищной субсидии (военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей) и ее размер, реквизиты банковского счета, на который перечисляется жилищная субсидия (пункт 12 Правил).
Таким образом, у начальника Главного управления, получившего заявление административного истца, связанное с разрешением вопросов о принятии на жилищный учет дочери, как члена семьи уволенного военнослужащего, а также перерасчета жилищной субсидии возникала обязанность направить поступившее заявление в жилищную комиссию Главного управления для рассмотрения по существу согласно установленной законом компетенции.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Доводы автора жалобы о том, что оснований для рассмотрения заявления административного истца на заседании жилищной комиссии Главного управления не имелось, так как на момент подачи заявления тот был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава управления, являются ошибочными. Как следует из упомянутых выше правовых норм Закона, Порядка и Правил до снятия граждан, уволенных с военной службы, с жилищного учета, их заявления по вопросам жилищного обеспечения подлежат рассмотрению соответствующими жилищными органами. Поскольку Мартиков снят с жилищного учета только 25 января 2023 г, то его рапорт от 12 декабря 2022 г. подлежал рассмотрению жилищной комиссией Главного управления.
В свою очередь, суды первой и апелляционной инстанций не учли данные обстоятельства и в отсутствие в обжалуемых судебных актах выводов о незаконности действий либо бездействия какого-либо из административных соответчиков, при этом ошибочно возложили соответствующую обязанность по восстановлению права административного истца на рассмотрение его обращения на то же должностное лицо, которым заявителю уже был дан ответ по результатам рассмотрения данного обращения, а не на орган, к компетенции которого такое рассмотрение отнесено.
Таким образом, суды допустили неправильное применение норм материального права, это привело к принятию неправильного решения по делу, то есть является основанием для отмены в кассационном порядке обжалованных судебных актов.
В то же время, поскольку юридически значимые по делу обстоятельства установлены, а судами допущена ошибка в применении норм материального права, кассационный военный суд полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении требования Мартикова в части признания незаконным бездействия начальника Главного управления, которое повлекло нерассмотрение заявления от 12 декабря 2022 г. жилищной комиссией Главного управления, при этом отказав в удовлетворении требований административного истца о возложении обязанности устранить допущенное нарушение закона на других административных ответчиков по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 327, 328, пунктом 5 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Краснодарского гарнизонного военного суда от 31 марта 2023 г. (дело N 2а-57/2023) и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 30 июня 2023 г, принятые по административному исковому заявлению Мартикова Алексея Вячеславовича, отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований частично.
Признать незаконным бездействие начальника Главного управления "данные изъяты", повлекшее нерассмотрение по существу заявления Мартикова А.В. от 12 декабря 2022 г. на заседании жилищной комиссии Главного управления "данные изъяты".
Обязать начальника Главного управления "данные изъяты" в течение пяти рабочих после получения копии настоящего кассационного определения направить в жилищную комиссию Главного управления "данные изъяты" упомянутое заявление Мартикова А.В. для рассмотрения по существу.
В части требований административного иска, связанных с возложением на остальных административных соответчиков обязанностей по восстановлению права Мартикова А.В. на рассмотрение его обращения уполномоченным жилищным органом - отказать.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленный главой 35 КАС РФ, путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Данное кассационное определение в полном объеме изготовлено 13 декабря 2023 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Д.Н. Кузнеченков
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.