Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе ФИО2 на решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО7, выслушав объяснения ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" (далее также - ОСФР по "адрес", пенсионный орган) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ он принят на работу пожарным в Пожарную часть N по охране п. ФИО1 отдела ФИО4 противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Калмыкия. ДД.ММ.ГГГГ переведен командиром отделения, где работает по настоящее время. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности командира отделения не включены в специальный стаж при назначении досрочной страховой пенсии. Считает данное решение пенсионного органа незаконным, поскольку, несмотря на изменения наименований и ведомственной принадлежности пожарной части, характер работы, должностные обязанности, система оплата труда оставались прежними как с момента поступления на службу, так и по настоящее время. Неизменными также являлись цели и задачи пожарной части.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, обязать ответчика включить спорный период в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ему пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в пенсионный орган с заявлением N о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа 25 лет на соответствующих видах работ. При оценке пенсионных прав, у ФИО2 на день обращения за страховой пенсией по старости страховой стаж составил 33 года 2 месяца 23 дня, стаж на должностях ФИО4 противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти - 18 лет 3 месяца 6 дней.
Из копии трудовой книжки ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ AT-IV N и справки, уточняющей характер работы от ДД.ММ.ГГГГ N, следует, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в должности командира отделения в пожарной части N по охране п. ФИО1 противопожарной службы МЧС России по "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности командира отделения в пожарной части N по охране п. ФИО1 по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям "адрес" Республики Калмыкия; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности командира отделения в пожарной части N по охране п. ФИО1 отряда ФИО4 противопожарной службы МЧС России по "адрес"; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности пожарного в пожарной части N по охране п. ФИО1 отряда ФИО4 противопожарной службы МЧС России по "адрес".
Из справки Главного ФИО1 МЧС России по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что приказом МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Отряд ГПС переименован в ФИО1 ГПС МВД по "адрес"; Указом Президента Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ГПС МВД по "адрес" переименовано в ФИО1 МЧС России по "адрес"; приказом МЧС Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 МЧС Республики Калмыкия реорганизовано в ФИО1 по делам ГО и ЧС "адрес"; приказом от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 по делам ГО и ЧС "адрес" данное ФИО1 реорганизовано в Отряд ГПС МЧС России по "адрес"; приказом от ДД.ММ.ГГГГ N МЧС России Отряд ГПС МЧС России по "адрес" реорганизован в ЦУС ФПС по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ; приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N ЦУС ФПС России по "адрес" переименован в Центр ФИО1 в кризисных ситуациях МЧС России по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ; приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГг. N Центр ФИО1 в кризисных ситуациях МЧС России по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ переименован в ФКУ "Центр ФИО1 в кризисных ситуациях Главного ФИО1 МЧС России по "адрес""; приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N ФКУ "Центр ФИО1 в кризисных ситуациях Главного ФИО1 МЧС России по "адрес"" реорганизовано в форме выделения из его состава ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по "адрес"".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также- Закон N 400-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях ФИО4 противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации ФИО4 политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников ФИО4 противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей ФИО4 противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в ФИО4 противопожарной службе не менее 25 лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден Список должностей работников ФИО4 противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании ФИО4 ФИО1 в области пожарной безопасности", ФИО4 противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в ФИО4 противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов ФИО4 власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми ФИО4 противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами ФИО4 власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, федеральная противопожарная служба ФИО4 противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице ФИО4 противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях ФИО4 противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. Сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по пункту 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ не обладают.
С учетом того, что в спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял деятельность в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что общая продолжительность стажа работы ФИО2, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на момент обращения в пенсионный орган, составила менее 25 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях, подлежащих применению к правоотношениям сторон норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, указанным в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В целом, приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств и установленных обстоятельств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.