Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Черкасовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Седелкиной Е.Н. к государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Приволжского района" о признании незаконным отказ в оказании социальной помощи, возложении обязанности оказать социальную помощь, по кассационной жалобе Министерства социального развития и труда Астраханской области, поступившей с делом 30 августа 2023 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 21 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Седелкина Е.Н. обратилась в суд с иском к ответчику государственному казенному учреждению Астраханской области "Центр социальной поддержки населения Приволжского района" (далее ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Приволжского района"), указав в обоснование требований, что в мае 2022 г. обратилась с заявлением к ответчику с целью заключить социальный контракт на основании Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 г. N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" и постановления Правительства Астраханской области от 21 сентября 2017 г. N 363-П "О порядке и условиях назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат". 19 июля 2022 г. ею подано соответствующее заявление, на которое 28 июля 2022 г. получен отказ, в связи с указанием неверных расчетов в представленном бизнес-плане.
10 августа 2022 г. ею подано повторное заявление на оказание социальной помощи на основании социального контракта и представлен новый бизнес-план с исправленными ошибками, отраженными в отказе от 28 июля 2022 г.
20 августа 2022 г. от ответчика получен повторный отказ, в связи с превышением величины прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области. 23 августа 2022 г. она обратилась к ответчику через официальный сайт посредством электронной почты с просьбой предоставить полную информацию по поводу отказа от 15 августа 2022 г. и расчета среднедушевого дохода семьи. Поскольку ответа на обращение не последовало, то она 20 октября 2022 г. вновь обратилась через приемную ответчика, подав соответствующее заявление.
5 декабря 2022 г. от ответчика получен ответ, в котором ответчик не предоставил полную информацию по поводу расчета среднедушевого дохода семьи, тем самым проигнорировав заявленные требования, изложенные в заявлении.
В связи с чем истец вынуждена обратиться в суд за судебной защитой своих прав с иском, и просила суд признать отказ в оказании социальной помощи на основании социального контракта от 15 августа 2022 г. N10154/03 незаконным, а также обязать оказать социальную помощь на основании социального контракта.
Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 4 апреля 2023 г. исковые требования Седелкиной Е.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 21 июня 2023 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым отказ ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Приволжского района" от 15 августа 2022 г. N10154/03 в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта Седелкиной Е.Н. признан незаконным. На ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Приволжского района" возложена обязанность оказать Седелкиной Е.Н. социальную помощь на основании социального контракта.
В кассационной жалобе Министерство социального развития и труда Астраханской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 21 июня 2023 г, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение норм материального права и процессуального права, указывает, что 15 августа 2022 г. Центром принято решение об отказе Седелкиной Е.Н. в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения по Астраханской области. Министерство социального развития и труда Астраханской области отмечает, что в соответствии с пунктом 4.8 Порядка и условий назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат, утвержденных постановлением Правительства Астраханской области от 21 сентября 2017 г. N363-П (далее - Порядок), принятие решения о целесообразности (нецелесообразности) заключения социального контракта относится к исключительной компетенции комиссии по оказанию социальной помощи на основании социального контракта. В соответствии с пунктом 4.8 Порядка Комиссия проводит комплексную оценку нуждаемости заявителя и его семьи, и проверку представленных документов, включая проекта бизнес-плана на соответствие условиям, предусмотренным Порядком.
Согласно пункту 4.2 Порядка для назначения и выплаты социальной помощи на основании социального контракта проект бизнес-плана осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности должен предусматривать сумму ежемесячной запланированной прибыли в размере не менее одной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Астраханской области на год заключения социального контракта, с указанием цели, задачи вида, показателей, финансово-экономического обоснования, места деятельности.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 39 Правил одним из показателей эффективности использования субъектом Российской Федерации субсидии является "доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта".
Проверка достижения указанного показателя осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых субъектом Российской Федерации (по итогам отчетного года) значений показателей результатов использования субсидий, включая вышеуказанный показатель.
Министерство полагает, что указание Седелкиной Е.Н. в своем бизнес-плане предполагаемого прогнозного уровня дохода в размере, не превышающем одну величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Астраханской области на год заключения социального контракта, не обеспечивает преодоление семьи получателя социальной помощи трудной жизненной ситуации и, как следствие, не направлено на достижение Астраханской областью значения показателя эффективности использования средств субсидии "доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, среднедушевой доход которых (среднедушевой доход семьи которых) превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, по окончании срока действия социального контракта, в общей численности граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта".
Кроме того отмечает, что принятие Центром решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта несмотря на указание в бизнес-плане прогнозного уровня дохода заявителя в размере, не превышающем одну величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Астраханской области на год заключения социального контракта, подрывает авторитет органов государственной власти (в лице органов социальной защиты населения), к задачам которых отнесены полномочия по принятию мер по выводу заявителя (семьи заявителя) из трудной жизненной ситуации, в том числе из ситуации, когда заявитель (семья заявителя) признаны в установленном порядке малоимущими (то есть среднедушевой доход которых не превышает одну величину прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Астраханской области).
Пунктом 40 Правил предусмотрена ответственность субъектов Российской Федерации за не достижение значений показателей эффективности использования средств субсидии, предусмотренных соглашением между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии, включая возврат средств субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет.
Указывает, что представленный 10 августа 2022 г. в Центр пакет документов Седелкиной Е.Н, включая проект бизнес-плана, не направлялись на рассмотрение Комиссии, поскольку в соответствии с Порядком в случае наличия оснований, в том числе связанных с несоответствием заявителя категории граждан, имеющих право на получение данного вида социальной помощи, Центр принимает решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение 5 календарных дней со дня регистрации вышеуказанного пакета документов. В связи с этим, решение о целесообразности (нецелесообразности) Комиссией не принималось.
Из чего следует, что обязать Центр оказать социальную помощь на основании социального контракта не представлялось возможным, так как не было произведено полного и всестороннего рассмотрения заявления, документов и бизнес-плана Седелкиной Е.Н. межведомственной комиссией.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
17 октября 2023 г. в суд кассационной инстанции поступило ходатайство Седелкиной Е.Н. об участии в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, определением судьи от 18 октября 2023 г. в удовлетворении ходатайства отказано в соответствии с частью 1 статьи 155.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием технической возможности организации видеоконференц-связи в указанную дату и время.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что истец 10 августа 2022 г. обратилась с заявлением к ответчику с целью заключить социальный контракт на основании Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 г. N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области" и постановления Правительства Астраханской области от 21 сентября 2017 г. N 363-П "О порядке и условиях назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат".
Поскольку среднедушевой доход Седелкиной Е.Н. превысил величину прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области, составляющую 13 501 руб, так как составлял 14 862, 25 руб, то 20 августа 2022 г. ответчиком принято решение об отказе в заключении социального контракта.
Судом установлено, что при подсчете среднедушевого дохода семьи заявителя за три предшествующие дате подачи заявления об оказании социальной помощи месяца составил 14 862, 25 руб. Расчет за расчетный период с мая 2022 г. по июль 2022 г. для определения права истца на получение мер социальной защиты органом социальной защиты произведен следующим образом. Доход семьи истца составил: Седелкина Е.Н. - 5838, 80 руб, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ребенок - инвалид - 56 235, 20 руб, сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - 44 495, 20 руб, дочь ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, - 71 777, 80 руб. в том числе в компенсационная выплата на ребенка на основании решения Приволжского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 27 282, 60 руб, всего за указанный период сумма доходов составила 178 347, 00 руб.
Разрешая исковые требования, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет среднедушевого дохода семьи истца произведен ответчиком правильно с соблюдением порядка, предусмотренного Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" для расчета среднедушевого дохода семьи. Поскольку среднедушевой доход семьи истца на момент обращения с заявлением о предоставлении социальной помощи превысил прожиточный минимум, установленный на территории Астраханской области, то ответчик ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Приволжского района" правомерно отказал Сиделкиной Е.Н. в заключении социального контракта.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований Седелкиной Е.Н. суд апелляционной инстанции исходил из того, что ранее решением Приволжского районного суда Астраханской области от 22 сентября 2021 г. удовлетворены исковые требования Седелкиной Е.Н. к ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Приволжского района" о признании незаконными действий, связанных с отказом в выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте с 3 до 7 лет. Решением районного суда на ответчика возложена обязанность произвести выплаты указанной денежной компенсации на ребенка за период с 24 июня 2021 г. по 2 сентября 2021 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 1 декабря 2021 г. решение Приволжского районного суда Астраханской области от 22 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
Таким образом, решение Приволжского районного суда Астраханской области от 22 сентября 2021 г. вступило в законную силу 1 декабря 2021 г. и подлежало исполнению в установленном законом порядке.
Однако, согласно выписке по счету дебетовой карты истца за период с 1 июля 2022 г. по 31 июля 2022 г, истории выплат, предоставленной Отделением фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Астраханской области, денежная компенсация в размере 27 282, 60 руб. по решению Приволжского районного суда Астраханской области от 22 сентября 2021 г, относящаяся к периоду с 24 июня 2021 г. по 2 сентября 2021 г. была перечислена Седелкиной Е.Н. 6 июля 2022 г.
Длительное неисполнение вступившего в законную силу решения районного суда, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о нарушении прав Седелкиной Е.Н. как лица, имеющего право на получение мер социальной поддержки от государства. Представителем ответчика не приведено суду апелляционной инстанции убедительных мотивов длительного неисполнения вступившего в законную силу решения районного суда, возложившего на орган социальной защиты населения обязанность произвести компенсационные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, вследствие чего судебная коллегия пришла к выводу, что учет данной выплаты при расчете среднедушевого дохода при определении права истца на заключение социального контракта является незаконным, нарушающим право гражданина на получение гарантированных мер социальной защиты.
Судебная коллегия указала, что расчет среднедушевого дохода Седелкиной Е.Н. произведен органом социальной защиты населения неверно, с учетом включения в расчет указанной выше суммы компенсации, материальное положение истца не отвечало объективной ситуации, касающейся материального положения гражданина. Судебная коллегия полагает, что в данном случае денежная сумма в размере 27 282, 60 руб. подлежала исключению из расчета.
На основании положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу, которые не были в полном объеме установлены судом первой инстанции, судебной коллегией у ответчика был истребован расчет среднедушевого дохода семьи истца без учета компенсационной выплаты в размере 27 282, 60 руб, полученной по решению Приволжского районного суда Астраханской области от 22 сентября 2021 г.
Согласно представленному расчету среднедушевой доход истца составил 12 588, 69 руб, что ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на территории Астраханской области в размере 13 501 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции основанными на правильном толковании и применении норм материального права.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 г. N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", под семьей, в том числе многодетной, нуждающейся в поддержке, понимается семья, имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Астраханской области действующей на дату обращения за мерами социальной поддержки (социальной помощью).
Согласно Постановлению Правительства Астраханской области от 9 сентября 2021 г. N 398-П (ред. от 31 мая 2022 года) "О величине прожиточного минимума на 2022 год", с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2022 г. величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в Астраханской области составляла 13 501 руб.
Расчет среднедушевого дохода семьи для предоставления социальной помощи, указанной в статье 40 Закона Астраханской области от 22 декабря 2016 г. N 85/2016-03 "О мерах социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Астраханской области", осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" для расчета среднедушевого дохода семьи.
Согласно статье 4 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ, расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).
Судом установлено, что при подсчете среднедушевого дохода семьи заявителя за три предшествующие дате подачи заявления об оказании социальной помощи месяца составил 14 862, 25 руб. При этом в сумму дохода включена компенсационная выплата на ребенка от 3 до 7 лет, произведенная 6 июля 2022 г. на основании решения Приволжского районного суда Астраханской области от 22 сентября 2021 г. в размере 27 282, 60 руб.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая обоснованными требования Седелкиной Е.Н. суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что длительное неисполнение вступившего в законную силу решения суда органами социальной защиты населения привело к включению суммы указанной выплаты в сумму дохода семьи за три месяца, предшествующих подачи истцом заявления об оказании социальной помощи, и повлекло за собой отказ в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине превышения среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения по Астраханской области.
С учетом того, что без учета компенсационной выплаты в размере 27 282, 60 руб. среднедушевой доход семьи составит 12 588, 69 руб, что ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на территории Астраханской области в размере 13 501 руб, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Приволжского района" от 15 августа 2022 года N10154/03 в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта Седелкиной Е.Н.
Доводы кассационной жалобы, что представленный 10 августа 2022 г. в Центр пакет документов Сиделкиной Е.Н, включая проект бизнес-плана, не направлялись на рассмотрение Комиссии, решение о целесообразности (нецелесообразности) Комиссией не принималось, вследствие чего обязать Центр оказать социальную помощь на основании социального контракта не представлялось возможным, так как не было произведено полного и всестороннего рассмотрения заявления, документов и бизнес-плана Седелкиной Е.Н. межведомственной комиссией, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в статье 9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Основанием для обращения в суд послужил отказ ответчика в предоставлении материальной помощи в связи с тем, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения по Астраханской области.
Позиция заявителя кассационной жалобы противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности оказать истцу социальную помощь на основании социального контракта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта, не установлено, в связи с чем, обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 21 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социального развития и труда Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.