Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Мотиной И.И, Черкасовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малеева Г.Ж. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Краснодарского края о признании периода трудовых отношений периодом работы, предусматривающим льготное обеспечение, действий незаконными, возложении обязанности произвести отчисления взносов по дополнительным тарифам, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Малеева Г.Ж, поступившей с делом 5 сентября 2023 г, на решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 27 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца - адвоката Круглову Е.С, поддержавшую доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Духу Ф.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малеев Г.Ж. обратился в суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК), указав в обоснование требований, что 8 сентября 2022 г. отделом установления пенсии N 2 ОПФР по Краснодарскому краю вынесено решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии в виду от отсутствия требуемого специального стажа.
Свое заключение пенсионный фонд вынес на основании справки N 116 от 29 ноября 2021 г, выданной ГБУЗ "ККБСМП" МЗ КК, которая указывает на отсутствие особого характера работы и условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе.
Согласно справки, уточняющей особый характер работы N 116 от 29 ноября 2021 г, выданной ГБУЗ "ККБСМП" МЗ КК по запросу пенсионного фонда, стаж работы у ответчика с 9 августа 2004 г, в должностях санитара, медбрата, фельдшера психиатрической выездной бригады составляет 16 лет 11 месяцев 14 дней, однако он не входит в льготный стаж в связи с тем, что ответчик не включил периоды работы в специальный стаж и не осуществил уплату взносов по дополнительным тарифам, в размерах, установленных статьей 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (для Списка N 2 и "малых" Списков-6%).
С указанными обстоятельствами истец категорически не согласен и считает действия ответчика нарушающими права на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании изложенного, Малеев Г.Ж. просит суд признать период трудовых отношений в ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК с 9 августа 2004 г. до настоящего времени периодом работы, предусматривающим льготное обеспечение в соответствии с Федеральным законом N 400 "О страховых пенсиях"; признать действия ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК, связанных с задержкой подачи сведений в пенсионный фонд и выплаты дополнительных страховых взносов за период с 9 августа 2004 г. по настоящее время в размере 6% незаконными; обязать ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК произвести отчисления взносов по дополнительным тарифам, в размерах, установленных статьей 58.3 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в размере 6% от начисленной заработной платы за период с 9 августа 2004 г. до момента прекращения трудовых отношений с ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК; взыскать с ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 27 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований Малеева Г.Ж. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что судами первой и апелляционной инстанций не дана правовая оценка доводам истца, положениям Приказа Минсоцразвития РФ от 31 мая 2006 г. N 435 о тождественности должности "фельдшер" и "фельдшер скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады"; положениям подпункта 7 пункта 1 статьи 7 ФЗ N426-ФЗ; Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 (ред. от 24 июля 2020 г.) об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации; Постановлению Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 об утверждения Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации; письму Минфин РФ от 3 марта 2020 г. N 03-15-05/15789; Указаниям N 1-32-У от 26 апреля 1993 г. Министерства социальной защиты населения Российской Федерации об использовании понятия термина "непосредственное обслуживание больных". Суд первой инстанции не предоставил возможности заслушать свидетелей.
Малеев Г.Ж. указывает, что в материалы дела представлены трудовой договор, должностная инструкция, приказы о приеме на работу и о переводе на другую должность, карта специальной оценки труда, которая устанавливается класс вредности - 3.3 (самый высокий), однако данные доказательства не являются для суда основанием для признания периоды работы у ответчика льготным. Полагает, что суды переложили обязанность доказывания обстоятельств дела с ответчика на истца, который не располагает данными относительно своей деятельности за весь спорный период. Указанными данными в полной мере владеет ответчик, который уклонился от предоставления запрошенных Малеевым Т.Ж. документов.
Считает несостоятельной ссылку судов на то, что должность "Фельдшер скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады" отсутствует в списке N 2 от 26 января 1991 г. N 10 (утв. Постановлением Кабмин СССР от 26 января 1991 г.) "Производств, цехов, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда", так как Приказом Минсоцразвития РФ от 31 мая 2006 г. N 435 установлено тождество наименования должности "фельдшер" наименованию должностей "фельдшер выездной бригады; фельдшер скорой помощи: фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи: фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи: Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи". Ссылается на сложившуюся судебную практику по аналогичным делам.
Согласно письма Минфин России от 3 марта 2020 г. N 03-15-05/15789, "... в случае если работник числится занятым на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда установлен класс условий труда вредный (подкласс 3.1), то на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу 2, 0 процента".
Согласно карте N 63-1-10 специальной оценки труда фельдшера скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады от 14 июня 2017 г, установлен класс вредности - (подкласс 3.3).
Пунктом 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет... "
Выражает несогласие с выводами судов, что в должностные обязанности Малеева Г.Ж. не входит непосредственное обслуживание больных. Полагает, что данные выводы суда опровергаются представленным в материалы дела документом - алгоритмом действий фельдшера СМПВПБ. Согласно Указания N 1-32-У от 26 апреля 1993 г, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации предлагает при решении вопросов, связанных с назначением льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных, по Списку N 2, раздел XXIV, и работникам, занятым в производстве синтетических моющих средств, руководствоваться следующим.
Непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
Из вышеуказанного следует, что должность Малеева Г.Ж предусматривает осуществление работ, перечисленных в подзаконном акте.
Перечисленные же в тексте решения обязанности в виде кормления и санитарных работ, массажа и т. д, которые якобы не выполняет истец, относятся к перечню работ санитаров и медсестер, в должности которых состоял истец период с 9 августа 2004 г. по 1 февраля 2007 г. Суд не дал правовой оценки данному факту.
Истец считает необоснованными выводы суда, что его загруженность на работе составляет менее 80%. Из графиков работы и карт вызова за 2022 г. усматривается, что за расчетный период истец отработал 923 вызова с учетом общих вызовов. Количество вызовов с психиатрическим диагнозам за прошлый год составило 861 вызов. За учетный период согласно графика сменности, истец отработал 143 смены по 12 часов каждая. Соответственно в среднем за 1 смену Малеев Г.Ж, отрабатывал 6 вызовов только по психиатрическим вызовам
Порядок расчета: 861 : 143 = 6, 02 (вызова за 0, 5 суточной смены).
С учетом общих вызовов, загруженность на работе за 1 смену в среднем составила 6, 45 вызовов за 0, 5 суточной смены.
Согласно Приложения 4 к Приказу N 108 от 8 апреля 1998 г. Минздрава РФ "О скорой психиатрической помощи" следует признать оптимальной среднюю нагрузку с осуществлением бригадой 4 - 6 вызовов в суточную смену. То есть исходя из норм загрузки на работе, Малеев Г.Ж. перегружен на 100%.
Согласно Приказа N 108 от 8 апреля 1998 г. Минздрава РФ "О скорой психиатрической помощи", уровень загруженности трактуется не в почасовой работе, а по количествам вызовов за смену. Вместе с тем, суд полагает, что на отсутствие специального стажа, дающего право на льготную пенсию оказывает влияние то, что загруженность истца все 18 лет работы в должностях составляет всего 66, 8 % от положенной более 80%. Данный вывод суд сделал из справки ответчика, предоставленной за годичный период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г, что истец считает некорректным, так как спорый период составляет не 1 год, а 18 лет. Кроме того, обоснования расчета не представлены, способ расчета и его корректность судом не проверены.
Суды пришли к выводу о том, что ГБУЗ "ККБСМП" МЗКК не является учреждением, где осуществляются работы, связанные с вредными условиями труда, ответчик не вправе вести деятельность в области психиатрии, поэтому должность Малеева Г.Ж не может подпадать в Списки. По мнению истца, суды неверно трактовали Письмо Минтруда РФ от 28 сентября 1992 г. N1910-Б, нормативный акт не запрещает включать в льготную категорию определенных лиц, а наоборот расширяет список организаций, которые ведут лечебную и лечебно-профилактическую деятельность в области психиатрии в многопрофильных организаций, каковой и является ответчик. Ответчик имеют лицензию на осуществление деятельности в области психиатрии; на оказание скорой, в том числе скорой специализированной медпомощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи по психиатрии; на оказание первичной в том числе доврачебной, врачебной и специализированной помощи в амбулаторных условиях по психиатрии; на оказание скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи по психиатрии.
Истец Малеев Г.Ж, третье лицо - представитель ОСФР по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебное извещение, направленное в адрес третьего лица, вручено адресату.
Судебное извещение, направленное в адрес истца, возвращено с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонился от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что он о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Кроме того, истец реализовал свое право на защиту, направив представителя для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Малеев Г.Ж. обратился в ГУ Отделение ПФ РФ по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Малееву Г.Ж. отказано в установлении пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. ввиду отсутствия специального стажа 12 лет 6 месяцев и требуемого возраста 55 лет. Специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. отсутствует.
Как следует из трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ, Малеев Г.Ж состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ "ККБСМП" МЗ КК в должности фельдшера выездной психиатрической бригады, что также подтверждается трудовой книжкой АТ-Ш N от ДД.ММ.ГГГГ
Справкой N-ОК от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден тот факт, что Малеев Г.Ж. является действующим фельдшером скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады ГБУЗ "ККБСМП" МЗ КК с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно записям в трудовой книжке АТ-Ш N от ДД.ММ.ГГГГ, военного билета и выписке индивидуального лицевого счета, трудовая деятельность Малеева Г.Ж. в ГБУЗ "ККБСМП" МЗ КК так же состояла из следующих периодов:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - санитар в психиатрической выездной бригаде СМП N 1, приказ N-л от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого принят на 1, 0 ставки, оплата по 3 разряду + 30% особый характер работы + 25 % за вредность + 125% за вредность + 30% за стаж;
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - переведен медбратом в психиатрическую выездную бригаду СМП на основании приказа N-л от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого переведен на 1, 0 ставки, оплата по 6 разряду + 15% особый характер работы + 25 % за вредность + 125% за вредность + 30% за стаж;
ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - фельдшер скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады подстанции N 2 станции скорой медицинской помощи на основании приказа N-Л от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого переведен на 1, 0 ставки, оплата по 8 разряду + 25% вредность + 30% за стаж.
Согласно справкам N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ГБУЗ "Клиническая больница скорой медицинской помощи г. Краснодара" М3 КК не подтверждает факт работы, предусмотренной Списком N раздела XXIV позицией 2260000В, указывая, что работа в ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК в должности фельдшера скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады Списком N 2 не предусмотрена.
Письмом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-РБ разъяснено, что льготные пенсии по Списку N разделу XXIV следует назначать только младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений, к которым ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК не относится.
Кроме того, страхователь не подтверждает спорный период истца как работу в особых условиях, индивидуальные сведения сданы страхователем без указания кода льготы по списку N 2.
Согласно карте N 63-1-10 специальной оценки труда фельдшера скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады от 14 июня 2017 г, численность работающих специалистов составила 4 человека.
Согласно пункту 15 приказа N108 от 8 апреля 1998 г. Министерства здравоохранения "О скорой психиатрической помощи", число врачебных психиатрических бригад устанавливается в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Минздравом России. Число фельдшерских бригад определяется органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Врачебные (в составе врача и двух фельдшеров или врача, фельдшера и санитара) и фельдшерские (в составе трех фельдшеров, или двух фельдшеров и санитара) психиатрические бригады обеспечиваются специально оборудованным санитарным автомобилем и специальным оснащением по примерному перечню, утвержденному Минздравом России.
При отсутствии необходимого числа фельдшеров бригады могут комплектоваться, в индивидуальном порядке, другим средним медицинским персоналом (пункт 16 приказа).
Согласно сведений карты специальной оценки условий труда N 63-1-10, оценка условий труда Малеева Г.Ж. по вредным (опасным) факторам определена на уровне 3.3 класса.
Принимая во внимание подпункт 3 пункта 4 статьи 14 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ, вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Согласно карте N от ДД.ММ.ГГГГ специальной оценки условий труда санитара выездной психиатрической бригады (в должности которого работал Малеев Г.Ж.), так же установлен итоговый класс условий труда - 3.3.
С ДД.ММ.ГГГГ для страхователей-работодателей, осуществляющих выплаты в пользу физических лиц, занятых в производствах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда по подпунктам 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", впервые введены дополнительные тарифы страховых взносов (статья 58.3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 г.).
С 1 января 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Закона 421-ФЗ) в статью 27 впервые введена дополнительная норма для включения в специальный стаж периодов работы во вредных и тяжелых условиях труда в соответствии со Списками N 1 и N 2 и "малым спискам", имеющих место после 1 января 2013 г. при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительному тарифу.
При этом установленные в статье 27 нормы назначения досрочной трудовой пенсии применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Согласно Указанию Минсоцзащиты РФ от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств", непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно - охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
Согласно Постановлению Кабинета Министров N 10 от 26 января 1991 г. правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуется предусмотренный в Списке N 2 раздел XXIV Учреждения здравоохранения пункт в) в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях младший и средний медицинский персонал (код позиции 2260000В), работа которого включается в специальный стаж при условии занятости постоянно полный рабочий день на непосредственном обслуживании психических больных. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% рабочего времени.
Министерство здравоохранения Российской Федерации и ЦК профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации подготовили примерные перечни деятельности и должностей среднего и младшего медицинского персонала, которые могут быть отнесены к непосредственно обслуживающему больных. Однако окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.
Виды деятельности среднего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2:
- прием больных в учреждение, отделение;
- организация питания больных;
- контроль за лечебно - охранительным режимом;
- замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.);
- производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования;
- участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным;
- проведение занятий по лечебной физкультуре;
- осуществление различных видов массажа;
- лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта;
- обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
Виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно - профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2:
- перевозка, переноска тяжелобольных из отделений в диагностические кабинеты, из приемного отделения в стационар и т.д.;
- санитарная обработка (мытье) больных, смена нательного и постельного белья;
- санитарно - гигиеническая обработка ванной, мытье посуды, инструментария, инвентаря, карманных плевательниц и т.д.;
- раздача пищи, индивидуальное кормление больных;
- уход за больными, уборка палат и вспомогательных помещений в отделении.
Согласно должностной инструкции, алгоритма действий фельдшера скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады, вышеуказанная деятельность не входит в должностные обязанности Малеева Г.Ж. и им не выполняется.
В связи с чем ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК не подтвердило то обстоятельство, что фельдшер выездной психиатрической бригады Малеев Г.Ж. занят выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени), как указано в иске.
Согласно графикам работы и картам вызова скорой медицинской помощи за 2022 год, загруженность рабочего времени Малеева Г.Ж. вычислена, исходя из общего количества отработанных часов и среднего времени пребывания на вызове (с учетом доезда и возвращения на подстанцию) к больным с соответствующим профилю бригады диагнозом. Загруженность составила 66, 8%.
Всего фельдшером выездной психиатрической бригады Малеевым Г.Ж. за 2022 год было выполнено 923 вызова, из них с непсихиатрическими диагнозами - 62.
На основании приведенного выше, суд первой инстанции пришел к выводу, что сам по себе круг обязанностей истца, осуществляющего трудовую функцию фельдшера выездной психиатрической бригады скорой медицинской помощи, не подтверждает его право на включение указанных периодов в стаж в льготном исчислении, поскольку не любая лечебная деятельность или иная работа по охране здоровья граждан дает право на получение вышеназванной гарантии.
В связи с чем, начислять страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам должно учреждение, где есть указанные в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ работы, дающие право на досрочную пенсию, которым ГБУЗ "ККБСМП" М3 КК (в отношении Малеева Г.Ж.) не является.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, они основаны на неверном толковании пенсионного законодательства и являются необоснованными, оснований для признания периода трудовых отношений с 9 августа 2004 г. по настоящее время периодом работы, предусматривающим льготное обеспечение в соответствии с ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении первоначальных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании незаконными действий ответчика по задержке подачи сведений в пенсионный фонд и выплаты дополнительных страховых взносов за период с 8 сентября 2004 г. по настоящее время и компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на правильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее ? Федеральный закон N 400-ФЗ) имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Закона от 28 декабря 2013 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (Постановление от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Список от 29 октября 2002 г. N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Правила от 29 октября 2002 г. N781);
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (Список от 22 сентября 1999 г. N 1066 и Правила от 22 сентября 1999 г. N 1066), - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (Список от 6 сентября 1991 г. N464).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учёта периодов педагогической и лечебной деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Поскольку Списком от 6 сентября 1999 г. N 464 конкретно не приведён перечень должностей, то при исчислении до 1 ноября 1999 г. специального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, вступившим в силу с 26 ноября 1999 г. (Номенклатура от 15 октября 1999 г. N 377).
При отнесении учреждений к числу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения за период работы до 1 ноября 1999 г, используется Номенклатура учреждений здравоохранения, утверждённая приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N395 (с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 г. N 73), вступившим в действие с 3 декабря 1999 г. (Номенклатура от 3 ноября 1999 г. N 395).
В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
В соответствии с пунктом 13 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица учитываются в соответствии со сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 43 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, все периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные пунктом 2 указанных Правил, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в одних и тех же учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.
Пунктом 4 порядка предусмотрено, что в случае, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, характер работы до регистрации работника в системе пенсионного страхования подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке в виде справок, уточняющих льготный характер работы, а после регистрации в системе пенсионного страхования - на основании выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При отсутствии сведений о льготном характере в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец вправе представить иные письменные доказательства в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, истцом оспаривалась законность действий работодателя ГБУЗ "ККБСМП" МЗ КК об отказе во включении в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - санитар в психиатрической выездной бригаде СМП N; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медбрат в психиатрической выездной бригаде СМП; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - фельдшер скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады подстанции N 2 станции скорой медицинской помощи.
В этой связи, с учетом последовательного применения пенсионного законодательства, при разрешении возникшего спора подлежит применению Список должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1066.
Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 предусмотрены должности: старшая медицинская сестра (фельдшер); фельдшер; фельдшер-лаборант; старший фельдшер учреждений, поименованных в Списке. При этом в сноске к Списку установлено, что должность "медицинская сестра", замещаемая лицами мужского пола, именуется соответственно "медицинский брат (медбрат)". Должность санитара в Списке не поименована.
Пунктом "в" раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (код позиции 2260000в) предусмотрены работники, непосредственно обслуживающие больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка: младший и средний медицинский персонал.
Письмом Минтруда от 28 сентября 1992 г. N 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении" разъяснено, что младшему и среднему медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, сомато-психиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений льготные пенсии следует назначать по Списку N 2, разделу XXIV.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств" разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235 "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время.
Как разъяснено в пункте 1 Указания от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У, непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д.
Приложение N 1 Указания от 26 апреля 1993 г. N 1-31-У содержит виды деятельности младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2 от 1991 г.: прием больных в учреждение, отделение; организация питания больных; контроль за лечебно-охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; проведение занятий по лечебной физкультуре; осуществление различных видов массажа; лечение больных в объеме терапевтической, стоматологической помощи, санация полости рта; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В названном письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 05-16/30-16 приведен примерный перечень должностей младших медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, среди которых должность палатная санитарка указана.
Таким образом, для разрешения исковых требований Малеева Г.Ж о включении в специальный стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов его работы в должности санитара в психиатрической выездной бригаде СМП N 1; медбрат в психиатрической выездной бригаде СМП; фельдшер скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады подстанции N 2 станции скорой медицинской помощи, юридически значимым обстоятельством являлось установление занятости истца в спорные периоды работы в должности младшего медицинского персонала по непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Указанные юридически значимые обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций верно.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценивая по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность представленных доказательств по вопросу постоянной и непосредственной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда, пришли к обоснованному выводу о том, что документально не подтверждена занятость истца на работах с тяжелыми условиями труда и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Доводы кассационной жалобы истца, что судами первой и апелляционной инстанций не дана правовая оценка доводам истца, положениям Приказа Минсоцразвития РФ от 31 мая 2006 г. N 435 о тождественности должности "фельдшер" и "фельдшер скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады" судебная коллегия находит несостоятельными.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2006 г. N 435 - тождество следующих наименований должностей: "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер". Наименование должности "фельдшер скорой медицинской помощи выездной психиатрической бригады" в приказе не упомянуто.
Ссылку истца на положения подпункта 7 пункта 1 статьи 7 ФЗ N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", которым предусмотрено, что с 1 января 2014 г. при установлении дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты проведения специальной оценки условий труда судебная коллегия отклоняет.
Пунктом 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет... "
Статьей 428 Налогового кодекса РФ установлено единственное условие, при котором у плательщика страховых взносов возникает обязанность применять дополнительные тарифы к выплатам, произведенным в пользу физического лица, - факт того, что он "занят на работах с особыми условиями труда", то есть на видах работ, перечисленных в пунктах 1 - 18 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Если работник не занят на работах с особыми условиями труда, то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты, производимые в его пользу, не начисляются, независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам специальной оценки условий труда (письма Минфина России от 3 марта 2020 г. N 03-15-05/15789, от 27 сентября 2019 г. N 03-15-06/74288 и др.).
Конституционный Суд РФ отклонил жалобу, согласно которой право на назначение трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста должны иметь все работники, работа которых во вредных условиях труда подтверждается результатами специальной оценки условий труда, независимо от включения соответствующих профессий, должностей, работ в списки, утвержденные Правительством РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 315-О).
В настоящем случае, для возложения на работодателя обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам в пользу истца, его должность должна соответствовать перечню должностей, указанных в Списке N2, чего в ходе рассмотрения гражданского дела судами не установлено.
Доводы кассационной жалобы Малеева Г.Ж, что в его должностные обязанности входит непосредственное обслуживание больных, со ссылкой на алгоритмом действий фельдшера СМП ВПБ, несостоятельны в силу следующего.
Согласно названному Списку право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста в соответствии с разделом XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" имеют работники, непосредственно обслуживающие больных (позиция 22600000-1754б), в том числе средний медицинский персонал и младший медицинский персонал в психиатрических или психоневрологических лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения (позиция 2260000в).
Письмо Минтруда России от 28 сентября 1992 г. N 1910-РБ содержит разъяснения, что такое же право предоставлено медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений.
Согласно Указаниям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26 апреля 1993 года N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств", "непосредственное обслуживание больных" - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи, кормление пациентов, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по непосредственному обслуживанию пациентов в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В Приложении N 1 к Указанию определены виды деятельности среднего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в том числе прием пациентов в учреждение, отделение; контроль за лечебно-охранительным режимом; замена отсутствующего среднего медицинского персонала в отделении старшей медицинской сестрой (палатные, процедурные, перевязочные и т.д.); производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и диагностических), забор материала для исследования; участие в проведении обезболивания и оказании анестезиологической, хирургической и реанимационной помощи больным; обследование и наблюдение инфекционных и туберкулезных очагов.
В Приложении N 2 к Указанию указан примерный перечень должностей средних медицинских работников, осуществляющих непосредственное обслуживание больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах, вошедших в раздел XXIV Списка N 2, в котором поименованы должности "старшая медицинская сестра; палатная медицинская сестра; процедурная медицинская сестра; медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра по массажу; инструктор по лечебной физкультуре; медицинская сестра по функциональной диагностике; медицинская сестра, фельдшер приемного отделения; операционная медицинская сестра; участковая медицинская сестра диспансера; медицинская сестра перевязочная; медицинская сестра отделения реанимации и интенсивной терапии; зубной врач". Таким образом, приведенные положения Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, подлежащего применению при решении вопроса о праве на назначение досрочной пенсии по старости предусматривают условие осуществления трудовой деятельности в непосредственном контакте медицинского персонала и пациента (выполнение диагностических, лечебных, профилактических, санитарных и иных мероприятий по обслуживанию больных) и выполнение данной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Доводы истца, что указанные в Перечне N1 виды работ по непосредственному обслуживанию больных относятся к периодам его работы санитаром и медбратом, в должности которых состоял истец период с 9 августа 2004 г. по 1 февраля 2007 г, на правильность выводов судебных инстанций не влияют, так как помимо установления факта соответствия наименования должности истца виду деятельности медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию пациентов в лечебно-профилактических учреждениях, необходима и занятость на указанных видах работ не менее 80% рабочего времени, которая представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена.
Кроме того, согласно Уставу ГБУЗ "Клиническая больница скорой медицинской помощи г. Краснодара" МЗ КК, утвержденному Министерством здравоохранения Краснодарского края 21 декабря 2018 г, с изменениями от 2021 г, бюджетное учреждение не имеет филиалов и представительств и состоит из следующих структурных подразделений: отдел эксплуатации автомобилей и подстанции скорой медицинской помощи в количестве 10 штук (л. д. 83 т. 1). Таким образом, ГБУЗ "ККБ СМП" МЗ КК не имеет психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов, не является психиатрическим или психоневрологическим лечебно-профилактическим учреждением, в связи с чем, занимаемые истцом в период с 2004 г. по настоящее время должности не подпадают под Список N2 в раздел XXIV.
На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу, что льготный характер работы истца в оспариваемый период времени представленными в материалы дела доказательствами не подтвержден.
Иных доказательств в порядке статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ, свидетельствующих об обоснованности требований о включении в специальный стаж указанных периодов работы (архивные справки, справки, уточняющие льготный характер работы), истцом не представлены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 27 марта 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Малеева Г.Ж. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи И.И. Мотина
Е.В. Черкасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.