Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, Государственному казенному учреждению города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" о возложении обязанности по организации стационарного освещения автомобильных дорог, по кассационному представлению исполняющего обязанности прокурора города Севастополя на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Нахимовского района города Севастополя обратился в суд с иском к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, просил возложить на ответчика обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры "адрес"" по обустройству на автомобильных дорогах: Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" + 100 м); Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" + 100 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес" +100 м до км 7+500 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес"+100 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны автомобильной дороги - подъезд к "адрес" горы); подъезд к станции Мекензиевые горы, от км 0 + 800 м до км 1+500 м, стационарного электрического освещения, предусмотренного п. 4.6.1.1 ФИО5 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Также просит обязать ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры "адрес"" в течение 12 месяцев обустроить на автомобильных дорогах: Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" + 100м); Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" + 100м); подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес" +100 м до км 7+500 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес"+100 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны автомобильной дороги - подъезд к "адрес" горы); подъезд к станции Мекензиевые горы, от км 0 + 800 м до км 1+500 м, стационарное электрическое освещение, предусмотренное п. 4.6.1.1 ФИО5 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора "адрес" удовлетворены. На Департамент транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры "адрес" возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры "адрес"" по обустройству на автомобильных дорогах: Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" + 100 м); Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" + 100 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес" + 100 м до км 7 + 500 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес" + 100 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны автомобильной дороги - подъезд к "адрес" горы); подъезд к станции Мекензиевые горы, от км 0 + 800 м до км 1 + 500 м, стационарного электрического освещения, предусмотренного п. 4.6.1.1 ФИО5 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
На ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры "адрес"" возложена обязанность в течение 12 месяцев после соответствующего финансирования Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры "адрес" обустроить на автомобильных дорогах: Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" + 100 м); Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" + 100 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес" +100 м до км 7+500 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес"+100 м); подъезд к "адрес", въезд со стороны автомобильной дороги - подъезд к "адрес" горы); подъезд к станции Мекензиевые горы, от км 0 + 800 м до км 1+500 м, стационарное электрическое освещение, предусмотренное п. 4.6.1.1 ФИО5 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено. В удовлетворении исковых требований прокурору "адрес" к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры "адрес", Государственному казенному учреждению "адрес" "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры "адрес"" отказано.
В кассационном представлении и.о. прокурора города Севастополя ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности.
Указывает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют нормам материального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены неверно. Представленные доказательства оценены судом с нарушением требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационного представления.
В силу части 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, выслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущены.
Как установилсуд, отделом надзора УГИБДД УМВД России по "адрес" совместно с прокуратурой "адрес" проведено обследование улично-дорожной сети на соответствие обустройства дорог требованиям безопасности дорожного движения.
По результатам проведенного обследования выявлены нарушения пункта 4.6.1.1 ФИО5 52766-2007 - не обустроено электрическое освещение на следующих участках дороги:
- а/д Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" +100);
- а/д Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" +100);
- а/д Подъезд к и. Кача ("адрес", въезд со стороны "адрес" +100 м до км 7+ 500 м);
- а/д Подъезд к и. Кача ("адрес", въезд со стороны "адрес"+100 м);
- а/д Подъезд к "адрес", въезд со стороны а/д подъезд к "адрес" горы);
- а/д Подъезд к "адрес" горы, от км 0 + 800 м до км 1 +500 м.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 13 апреля 2021 года N 1826-РДИ вышеназванные автомобильные дороги закреплены на праве оперативного управления за ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".
По результатам проведенной проверки заместителем прокурора района директору ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" внесено представление от 11 октября 2021 года N7-01-2021, которым установлено что, несмотря на проведение ремонта, осуществленного в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Паспорта национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года N 15), регионального проекта "Дорожная сеть", в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007) не обустроено электрическое освещение на следующих участках дорог:
- а/д Симферополь - Бахчисарай - Севастополь ? подъезд к аэропорту Бельбек (транспортная развязка у "адрес");
- а/д Подъезд к "адрес", в пределах застройки + 100 м в каждую сторону);
- а/д Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" +100 м);
- а/д Любимовка - Фруктовое ("адрес", въезд со стороны "адрес" +100 м);
- а/д Подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес" +100 м);
- а/д Подъезд к "адрес", въезд со стороны "адрес" +100 м);
- а/д Подъезд к "адрес", въезд со стороны а/д подъезд к "адрес" горы);
- а/д Подъезд к "адрес" горы (Мекензиевы горы, со стороны АЗС ТАТ-Нефть до "адрес");
- а/д Орловка - Полюшко ("адрес", от "адрес" до "адрес");
- а/д Андреевка - Солнечный ("адрес", въезд);
- "адрес" (в районе ФГУП 13 СРЗ ЧФ МО РФ);
- а/д ответвление N а/д Севастополь - Инкерман, с 0 км по 4 км;
- "адрес".
Вопреки пунктам 4.5.2.4, 4.6.1.1 ФИО5 52766-2007 не обустроено электрическое освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) на следующих пешеходных переходах, а именно:
- а/д Севастополь - Инкерман (в районе "адрес");
- а/д Подъезд к "адрес", в районе "адрес" по пер. Подгорный);
- подъезд к "адрес" (в районе пересечения с а/д Орловка-Бахчисарай);
- подъезд к "адрес" (в районе пересечения с "адрес");
- подъезд к "адрес" (в районе "адрес");
- "адрес" (в районе "адрес");
- "адрес" (в районе "адрес");
- "адрес" (съезд в районе "адрес");
- "адрес" (в районе пересечения с "адрес");
- "адрес" (съезд в районе "адрес"В);
- "адрес" (съезд в районе "адрес").
В противоречие пункта ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 522S9-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" отсутствует ограничивающие пешеходные ограждения на перекрестке улиц Розы Люксембург - Героев Севастополя.
Во исполнение данного представления ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" от 19 ноября 2021 года N 2951 проведено выездное обследование автомобильных дорог и мест их пересечения (примыкания, разветвления) и пешеходных переходов согласно приведенному в представлении перечню. Установлено, что на а/д Севастополь - Инкерман, ответвление - N 2 и на ул. Генерала Саймонова стационарное освещение имеется, на остальных 12 участках освещение отсутствует.
Согласно пункту 9.10.54 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16 сентября 2016 года N 875-ПП (далее - Положение о Департаменте), организация наружного освещения в городе Севастополе относится к компетенции Департамента городского хозяйства города Севастополя, в связи с чем специалистами ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" направлено письмо исх. N 1586 от 25 августа 2021 года о необходимости включить в план работ по устройству и модернизации сетей наружного освещения участки автомобильных дорог согласно приложенному к письму списку.
На "адрес" (а/д Севастополь - Инкерман, в районе СТ "Рубин") подрядной организацией АО "ВАД", осуществляющей работы по реконструкции пересечения с а/д Ялта - Севастополь и прилегающего к нему участка автомобильной дороги, установлены автономные источники освещения. На пешеходном переходе, расположенном у пересечения а/д подъезд к "адрес" - Бахчисарай, стационарное освещение имеется. Пешеходный переход на съезде с "адрес" в районе "адрес"В отсутствует. На остальных 8 пешеходных переходах освещение отсутствует.
В настоящий момент ГКУ "Дирекция" формируется план работ по содержанию автомобильных дорог на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы, в том числе по работам и мероприятиям, связанным с установкой, переносом и обслуживанием автономных осветительных и осветительно-сигнальных комплексов.
Поскольку согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте, организация наружного освещения в городе Севастополе относится к компетенции Департамента городского хозяйства города Севастополя, специалистами ГКУ "Дирекция" подготовлено письмо в адрес Департамента городского хозяйства города Севастополя и ГБУ "Горсвет" о необходимости включить в план работ по устройству и модернизации сетей наружного освещения указанные пешеходные переходы. После получения ответов от исполнительного органа власти и государственного бюджетного учреждения в адрес прокуратуры Нахимовского района будет направлена информация и планируемых мероприятиях и сроках их исполнения. Обследован перекресток "адрес" и подходы к нему. Установлено отсутствие пешеходных ограждений вопреки требованиям национального стандарта. Выполнение работ включено в проект Плана работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. ГБУ "Севастопольский Автодор" направлено письмо о необходимости выполнения соответствующих работ в течение 1 квартала 2022 года.
ГБУ "Горсвет" в письме от 06 июня 2022 года N 1559 указывает, что ГБУ "Горсвет", являясь подведомственной организацией Департамента городского хозяйства города Севастополя, в рамках своей уставной деятельности создано в целях удовлетворения общественных потребностей в обеспечении наружным (уличным) освещением и обслуживанием объектов наружного освещения, а также обеспечивает улучшение эксплуатационных показателей за счет проведения текущих и капитальных ремонтов объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя. Объекты для проведения работ по обустройству наружным освещением в рамках капитального ремонта определяются исходя из доведенного до ГБУ "Горсвет" объема бюджетного финансирования, а также потребности, которая определяется на основании предписаний и обращений контрольно-надзорных органов, УГИБДД УМВД России по г. Севастополю, обращений граждан.
Указывая, что непринятие необходимых и своевременных мер по устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения, прокурор в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с заявленными требованиями.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из положений статей 3, 15, 17, 33 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), статей 2, 26 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Положения о Департаменте, а также ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования", и, установив, что непринятие ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд исходил из того, что спорные автомобильные дороги в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 13 апреля 2021 года N 1826-РДИ закреплены на праве оперативного управления за ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", ремонт (строительство) спорных участков дорог (дорожного полотна) завершен.
В отношении отсутствия дорожного освещение суд указал, что Департамент в рамках своей компетенции, в частности в отношении указанных выше дорог не наделен обязанностью по строительству сетей наружного освещения, поскольку указанные действия входят в обязанность ГБУ "Горсвет", которым в 2022 году в рамках заключенного Соглашения от 14 февраля 2022 года N 18 о предоставлении из бюджета города Севастополя субсидии выделено 1 277 790 000 рублей на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнении государственного задания. При этом Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя осуществляет строительство новых сетей освещения автомобильных дорог только в рамках капитального ремонта либо строительства новых дорог, что в отношении перечисленных выше участков дорог не осуществлялось. Строительство новых сетей наружного освещения на существующих автомобильных дорогах вне капитального ремонта производится в рамках мероприятий по благоустройству, проводимых Департаментом городского хозяйства и подконтрольным ему ГБУ "Горсвет". В то же время ГБУ "Горсвет" пояснило, что в рамках своей уставной деятельности, а также в рамках исполнения мероприятий Государственной программы "Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя" обеспечивает только ремонт и содержание уже построенных объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя, при этом в их обязанности не входит новое строительство сетей наружного освещения города Севастополя.
Суд установил, что согласно представленным в материалы дела соглашениям о предоставлении ГБУ "Горсвет" субсидий от 21 января 2022 года N 13, от 14 февраля 2022 года N 18, денежные лимиты выделялись последнему, в том числе в рамках реализации мероприятия 1.3 "Капитальный ремонт, реконструкция и новое строительство сетей наружного освещения города Севастополя". Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что в конкретном случае обязанность по строительству нового линейного объекта дорожного освещения на поименованных участках дорог следует возложить на ГБУ "Горсвет".
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие доказательств тому, что во время ремонта (строительства) дорог (дорожного полотна) на ответчиков была возложена помимо прочего, обязанность по строительству линии дорожного электроосвещения, судебная коллегия апелляционного суда пришла к выводу об отказе в иске.
Суд кассационной инстанции находит, что с вынесенным судом апелляционной инстанции постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, а также установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу положений статьи 13 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления.
По смыслу приведенных нормативно-правовых актов, требования, предъявляемые к содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, определены законодательством, их выполнение не служит вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления и не определяется усмотрением администрации.
В соответствии со статей 3 Закона N 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В соответствии пунктами 2.5, 9.1 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.
Судами установлено и не опровергается сторонами, что требования по оснащению спорных участков дорог сетями освещения не выполнено, что создает угрозу безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, ссылаясь на то, что обязанность по строительству нового линейного объекта дорожного освещения на поименованных участках дорог следует возложить на ГБУ "Горсвет", апелляционный суд не учел следующее.
Согласно пункту 2 Положения о Департаменте целями деятельности данного исполнительного органа является обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования дорожного хозяйства, обеспечивающего социально-экономические потребности населения города Севастополя.
Основными задачами деятельности исполнительного органа является обеспечение безопасного и устойчивого развития транспортного комплекса, формирование современного транспортного комплекса и моделей управления транспортным комплексом, сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (пункт 3 Положения о Департаменте).
Как установилсуд первой инстанции, распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 13 апреля 2021 года N 1826-РДИ спорные автомобильные дороги закреплены на праве оперативного управления за ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".
В силу статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании пункт 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Согласно пункту 2.2 Устава ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", утвержденного приказом Департамента от 26 апреля 2021 года N 18-о, к основным целям деятельности учреждения относится: осуществление функций заказчика для обеспечения государственных нужд в сфере дорожной деятельности и транспорта на территории города Севастополя, поддержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в надлежащем эксплуатационном состоянии, в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и груза, улучшение условий для безопасного дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения.
В связи с изложенным и учитывая, что все вышеуказанные дороги закреплены на праве оперативного управления за ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя", ремонт дорог завершен, а дорожное освещение не обустроено, при этом орган местного самоуправления не освобожден от исполнения обязанности, возложенной на него законом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что непринятие ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения, поэтому пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Иной правовой подход к обозначенному вопросу поставил бы под угрозу достижение цели законодателя по охране жизни, здоровья граждан, защиты их прав и законных интересов, а орган местного самоуправления - освобождение от обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Вывод суда второй инстанции о том, что рассматриваемый вопрос относится к сфере компетенции ГБУ "Горсвет", является ошибочным, поскольку указанное учреждение обеспечивает устранение физического и морального износа объектов наружного освещения, находящегося в собственности города Севастополя обеспечивает улучшение эксплуатационных показателей за счет проведения текущих и капитальных ремонтов объектов наружного освещения, находящихся в собственности города Севастополя. Таким образом, осуществление капитального ремонта дорог (в рамках которого должно обустраиваться их наружное освещение) к обязанностям ГБУ "Горсвет" не относится.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции в полной мере установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 июля 2023 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Ленинского районного суда города Севастополя от 21 сентября 2022 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 июля 2023 года отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда города Севастополя от 21 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.