Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заветинского района Ростовской области к Правительству Ростовской области, Управлению ветеринарии Ростовской области об обязании принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости сибиреязвенного захоронения N 4, обязании выполнить мероприятия по обеспечению его безопасности, по кассационной жалобе Правительства Ростовской области на решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 4 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 5 июля 2023 года, по кассационной жалобе Управления ветеринарии Ростовской области на решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 4 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 5 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Заветинского района Ростовской области обратился в суд с иском к Правительству Ростовской области, Управлению ветеринарии Ростовской области о возложении обязанности принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости сибиреязвенного захоронения N 4, расположенного на расстоянии 4, 5 км в северном направлении от с. Заветное Заветинского района Ростовской области; обязать Управление ветеринарии Ростовской области обеспечить выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, а именно: установить санитарно-защитную зону вокруг сибиреязвенного захоронения N 4.
Решением Ремонтненского районного суда Ростовской области от 4 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 5 июля 2023 года, исковые требования прокурора Заветинского района Ростовской области удовлетворены.
Суд обязал Правительство Ростовской области принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта сибиреязвенное захоронение, расположенное по следующим адресным ориентирам: на территории Заветинского сельского поселения Заветинского района Ростовской области на расстоянии 4, 5км. в северном направлении от села Заветное Заветинского района Ростовской области.
Суд обязал Управление ветеринарии Ростовской области провести работу по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенного захоронения, расположенного по следующим адресным ориентирам: на территории Заветинского сельского поселения Заветинского района Ростовской области на расстоянии 4, 5 км в северном направлении от с. Заветное, Заветинского района Ростовской области, а именно: принять меры к установлению санитарно-защитной зоны вокруг сибиреязвенного захоронения, а также выполнить мероприятия по его ограждению согласно достоверно установленным границам захоронений.
В кассационных жалобах заявители ставят вопрос об отмене судебных актов по мотиву их незаконности. Просят вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителей, судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения применения норм материального права, что привело к принятию неправомерных судебных актов. Так, при вынесении оспариваемых судебных актов суды проигнорировали полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления в рассматриваемых правоотношениях и не применили закон, подлежащей применению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационных жалоб.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Шаповаловой О.Ю, полагавшей жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела допущено не было.
Как установили судебные инстанции и подтверждается материалами дела, во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 21 октября 2022 года N 07/2-26206-22 прокуратурой Заветинского района проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами животноводства.
Согласно акту обследования сибиреязвенного захоронения N 4 от 15 ноября 2022 года установлено, что на территории Заветинского сельского поселения на расстоянии 4, 5 км в северном направлении от села Заветное расположено сибиреязвенное захоронение N 4, которое представляет собой захоронение в землю зольного остатка полученного от сжигания трупа животного (свиньи) в 2005 году. Захоронение накрыто бетонной плитой размером 4, 1х2 м. Вблизи захоронения не имеется предупредительной надписи. Захоронение не имеет ограждения, санитарно-защитная зона не установлена. Захоронение является бесхозяйным, собственник либо балансодержатель захоронения не определен.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о собственниках, иных законных владельцах захоронениях, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости они не поставлены.
В нарушение пункта 1090 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных захоронений не осуществляется, санитарно-защитная зона сибиреязвенных захоронений не установлена, доступ на территорию объектов животных и людей не ограничен.
24 ноября 2022 года в адрес главы администрации поселения прокурором района внесено представление, которое исполнено не было.
Согласно журналу учета сибиреязвенных захоронений ГБУ "Заветинская рай СББЖ" данное сибиреязвенное захоронение стоит на учете в ветеринарной службе, на данный объект заведена Ветеринарная санитарная карточка на сибиреязвенное захоронение, в которых имеется отметке как бесхозяйный объект.
Ветеринарной службой проводились обследования вышеуказанного объекта недвижимости, по результатам которых составлены акты от 18 марта 2020 года, 19 мая 2020 года, 22 сентября 2020 года, 14 апреля 2021 года, 18 октября 2021 года, 10 марта 2022 года, 15 ноября 2022 года, в которых также отражены вышеуказанные нарушения законодательства.
Невыполнение мероприятий по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с санитарными правилами является нарушением интересов неопределенного круга лиц, гарантированного каждому конституционного права на благоприятную окружаю среду, что явилось основанием для обращения в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, установив факт нарушения действующего законодательства в области обращения с отходами животноводства, исходя из того, что принимаемые меры прокурорсого реагирования в ситуации создания реальной угрозы жизни и здоровья населению бесхозяйственными сибиреязвенными захоронениями явились безрезультатными, пришел к выводу о возложении на Правительство Ростовской области и Управление ветеринарии Ростовской области обязанности устранения выявленных нарушений.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судов о наличии оснований для возложения на Правительство Ростовской области и Управление ветеринарии Ростовской области обязанности устранения выявленных нарушений, исходя из следующего.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере защиты населения от опасных болезней и в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
Согласно нормам Закона N 52-ФЗ полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статья 2 указанного Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.
Федеральный закон от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт "ц" пункта 2 статьи 26.11).
С 01 января 2023 года аналогичные положения закреплены в пункте 92 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27.
Требование о наличии санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 52-ФЗ и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Резервуаром возбудителя сибирской язвы служит почва и другие объекты окружающей среды, содержащие возбудителя в споровых и вегетативных формах. Почвенными очагами считаются скотомогильники, биотермические ямы и другие места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы.
В соответствии с пунктом 7.1. СП 3.1.7.2629-10 (действовавшими до 31 августа 2021 года) организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений (далее - СЯЗ) входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений:- проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливают ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируют по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва";- принимают меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;- обеспечивают контроль за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений).
В силу пункта 7.4. СП 3.1.7.2629-10 (действовавшими до 31 августа 2021 года) вокруг почвенных очагов сибирской язвы устанавливается санитарно-защитная зона, размер которой определяется с учетом особенностей местности и вида предполагаемых работ.
В соответствии с пунктом 5.4 методических рекомендаций "МР 3.1.0232-21. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Определение эпидемиологической опасности почвенных очагов сибирской язвы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 01 марта 2021 года, СЯЗ подлежит обязательной постановке на кадастровый учет с выдачей свидетельства на собственность и последующим внесением информации в единый государственный регистр недвижимости на объект недвижимого имущества, в котором указываются кадастровый номер, адрес или описание месторасположения, а также площадь СЯЗ и его графические координаты.
Согласно пункту 5.5 названных рекомендаций контроль за состоянием и содержанием СЯЗ возлагается на органы, осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор. Обустройство СЯЗ ограничивает доступ на территорию объекта животных и людей, предупреждая риск их заражения. Фактором для предотвращения доступа и ведения какого-либо рода деятельности на территории СЯЗ является бетонирование участка, на котором расположен объект опасности. Обязательным условием для своевременного информирования населения о потенциальной опасности объекта является размещение на ограждении земельного участка, на котором расположен данный объект, специальных опознавательных знаков.
С 01 сентября 2021 года в России действуют Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней СП 3.3686-21, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (далее - Требования СП 3.3686-21).
В силу пункта 1008 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней СП 3.3686-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (далее - Требования СП 3.3686-21), действующих с 01 сентября 2021 года, при планировании противоэпидемических и профилактических мероприятий выделяют, в том числе места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (сибиреязвенные захоронения - земляные ямы, скотомогильники, биотермические ямы), случайно образованные почвенные очаги (ограниченные по площади и связанные с местами падежа и прирезки заболевших сибирской язвой животных) (далее - почвенный очаг). Почвенные очаги также включают поля без определенных границ, на которых ранее наблюдался массовый падеж животных, связанный с сибирской язвой (далее - моровые поля). Из системного анализа указанных Требований СП 3.3686-21 следует, что сибиреязвенное захоронение является отдельным объектом профилактики, который должен иметь санитарно-защитную зону и ограждения в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы.
С учетом изложенного, установив, что принимаемые меры прокурорского реагирования в ситуации создания реальной угрозы жизни и здоровья населению бесхозяйственными сибиреязвенными захоронениями, явились безрезультатными, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о возложении на Правительство Ростовской области и Управление ветеринарии Ростовской области обязанности устранения выявленных нарушений.
Аргумент подателей кассационных жалоб о том, что наличие полномочий по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий у субъекта Российской Федерации не означает, что ответчики должны обеспечивать своими силами и за свой счет безопасность всех сибиреязвенных захоронений на территории Ростовской области независимо от их формы собственности, является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права и не свидетельствует о допущенных нарушениях при вынесении обжалуемых судебных актов.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 23 декабря 2011 года N 273 утверждено Положение об Управлении ветеринарии Ростовской области, согласно которому Управление ветеринарии Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области ветеринарии, полномочия Ростовской области в области ветеринарии и полномочия по государственному надзору в области обращения с животными.
В силу пункта 3.1 данного Положения Управление ветеринарии в целях реализации возложенных на него полномочий для решения вопросов, отнесенных к его компетенции, выполняет следующие функции: организует меры по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений в соответствии с санитарными правилами.
Пунктом 1090 Требований СП 3.3686-21 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках организации мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений:- проводят работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы;- принимает мер по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы;- обеспечивают меры к оборудованию достаточного количества убойных пунктов и площадок с целью исключения в населенных пунктах подворного убоя животных без ветеринарно-санитарной экспертизы;- обеспечивают контроль недопущения использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного захоронения, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (в том числе организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений);- совместно с органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в субъектах Российской Федерации, с территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии и подведомственными ему организациями ведут учет стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и угрожаемых территорий, составляют кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов и сибиреязвенных захоронений в субъектах Российской Федерации и ежегодно актуализируют данную информацию.
В соответствии с пунктом 1091 Требований СП 3.3686-21 все выявленные стационарно неблагополучные по сибирской язве пункты и расположенные на их территориях почвенные очаги инфекции (в том числе сибиреязвенные захоронения, места падежа, прирезки, случайные захоронения павших от сибирской язвы животных, моровые поля) наносятся территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, на карту местности с обозначением на их места и границ почвенных очагов сибирской язвы, для сибиреязвенных захоронений указываются географические координаты. Копии карт хранятся в журналах учета эпизоотических очагов.
При таких обстоятельствах, на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации прямо возложена обязанность по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений, следовательно, вопросы по содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенных захоронений, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанции являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 ГПК РФ), а также соблюдены правила оценки доказательств (статья 67 ГПК РФ).
Исследование и оценка доказательств, а также установление обстоятельств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 327 ГПК РФ).
Несогласие с оценкой доказательств суда первой и апелляционной инстанции и с их выводами об установленных обстоятельствах на основе оценки доказательств не является основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 4 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 5 июля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы Правительства Ростовской области, Управления ветеринарии Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.